БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих
доходов и расходов гос-ва. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономич.
строем общества, природой и функциями гос-ва (см. также Бюджетная система).
Б. г.
в капиталистич. странах выражает отношения дополнит, эксплуатации трудящихся.
Развитие его подчинено стихийным закономерностям капиталистич. произ-ва, и
поэтому он выступает лишь как ориентировочная "... роспись предполагаемых
доходов и расходов государства на текущий год... " (М арке К., см. Маркс К.
и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 78). В соответствии с функциями бурж.
гос-ва средства Б. г. используются в значит, части на непроизводит. цели (на
милитаризацию экономики, на аппарат угнетения), и поэтому он отражает парази-тич.
характер потребления нац. дохода. В силу циклич. характера развития капиталистич.
х-ва Б. г. отличается крайней неустойчивостью. Спады и кризисы ведут к сокращению
поступлений в бюджет, вызывая одновременно рост его расходов. Неустойчивость
бюджета проявляется и в частых его дефицитах, к-рые в период общего кризиса
капитализма становятся хроническими.
Б. г.
совр. империалистич. гос-в как в фокусе отражает сущность гос. -монопо-листич.
капитализма. Непосредственное вмешательство бурж. гос-ва в экономику, в процесс
произ-ва, распределения и перераспределения нац. дохода влечёт усиление роли
Б. г. Повышается доля нац. дохода, сосредоточиваемая в руках гос-ва и перераспределяемая
через бюджет. Так, в нач. 20 в. в развитых капиталистич. странах (США, Великобритании,
ФРГ, Франции) гос-во аккумулировало в бюджете 5-10% нац. дохода, а в 1968
уже 30-45%. В ряде стран через Б. г. прямо или косвенно финансируется от 1/3
до 1/2 всех инвестиций в осн. капитал. Гл. источником доходов бюджета капиталистич..
гос-ва являются налоги, составляющие 85-95% всех бюджетных доходов
и падающие в основном на рабочих, служащих, крестьян (фермеров) и мелкую буржуазию.
Так, в Б. г. Франции в 1967 налоговые поступления составляли 92,2% всех бюджетных
доходов, в ФРГ и США ок. 95%, в Великобритании 91,2%. На долю неналоговых
доходов (поступлений от предприятий, гос. иму-ществ и т. п. ) приходится от
5 до 15%. Хотя налоговый пресс всё более усиливается, налогов не хватает для
покрытия растущих. расходов и бюджетного дефицита бурж. гос-в, и они прибегают
к займам и бум. -ден. эмиссии (см. табл. 1 и 2). Гл. часть расходов государственного
бюджета в капиталистич. странах занимают расходы, связанные с ведением и подготовкой
новых войн (прямые и косвенные военные расходы). В развитых капиталистических
странах они составляют до 50% всех расходов бюджета. Монополии получают от
военных заказов, оплачиваемых за счёт Б. г., колоссальные прибыли и используют
их как средство поддержания высокой конъюнктуры. Значит, место в Б. г. многих
капиталистич. стран занимают расходы по гос. долгу (выплате процентов по гос.
долгу). Эти расходы относятся к косвенным военным затратам, т. к. сами займы
используются в основном на военные цели.
Важной
Специфич.
Б. г.
к итогу
Б. г.
Осн. часть
Св. 80%
С проведением
Расходы
Б. г.
На базе
Б. г.
Лит.: Маркс
Маркс
А.
статьёй расходов Б. г. являются расходы, связанные с вмешательством бурж.
гос-ва в экономику и её регулированием. Гос. финансирование экономики получило
после 2-й мировой войны 1939-45 широкое развитие в ряде развитых капиталистич.
стран. Крупные расходы связаны со стр-вом гос. предприятий и выплатой компенсаций
бывшим собственникам национализированных предприятий. Напр., в Великобритании
в отд. годы эти платежи достигали 120- 200 млн. ф. ст., во Франции - более
200 млн. фр. Гос-во в виде прямых капиталовложений и субсидий монополиям финансирует
во Франции до 50% общей суммы капитальных вложений, в ФРГ до 30-40%, в Италии
до 60%. Растут расходы Б. г. на инфраструктуру - строительство дорог, мостов,
портов, газопроводов, учреждений просвещения, здравоохранения и др. объектов,
имеющих высокую капиталоёмкость и малую прибыльность и поэтому невыгодных
для монополий. Осн. часть расходов на инфраструктуру финансируется из местных
бюджетов. В условиях научнотехнич. революции возрастают затраты на науч. исследования:
в США с 1954 по 1967 они выросли с 5,7 млрд. долл. до 24 млрд. долл., причём
до 70% этих расходов покрывается за счёт Б. г. В ФРГ эти затраты возросли
с 1958 по 1967 почти в 6 раз, более половины их оплачивается за счёт Б. г.
Во Франции Б. г. покрывает 21
и т. д. Значит, средства Б. г. расходуются на содержание гос. аппарата - чиновников,
полиции, суда и т. д. Расходы на социальнокультурные нужды (образование, здравоохранение
и социальное обеспечение) относительно невелики и связаны с подготовкой квалифицированных
кадров для капиталистич. предприятий, поддержанием работоспособности населения.
Бурж. гос-во вынуждено увеличивать эти расходы под влиянием классовой борьбы
и растущих требований трудящихся. О структуре расходов Б. г. в капиталистич.
странах дают представление данные табл. 3 и 4.
черты имеют Б. г. в развивающихся странах. Они в значит, части используются
для развития нац. х-ва, расширения гос. сектора и социальнокультурного строительства,
для ликвидации последствий колониализма и создания независимой экономики.
В О АР, Бирме, Индии и ряде др. стран св. 50% расходов Б. г. направляется
на эти цели. Причём в этих странах существуют также спец. бюджеты капитальных
вложений, средства к-рых предназначены на инвестиции в нар. х-во и на социальнокультурное
строительство.
в дореволюц. России. Первые сведения об общей смете гос. доходов и расходов
дореволюц. России и городовых сметах относятся к 1645. При Петре I были проведены
крупные финанс. реформы в целях увеличения доходов казны и улучшения порядка
их взимания, созданы коллегии для руководства финанс. делами (1718). Петровская
роспись на 1723 включала 9200 тыс. руб. доходов и 9578 тыс. руб. расходов.
Среди доходов гл. место занимали подушная подать (5096 тыс. руб. ), кабацкие
сборы (1002 тыс. руб. ) и тамож. доход (656 тыс. руб. )- Расходы на армию
и флот составляли 6899 тыс. руб. В 1802 учреждено Мин-во финансов, к-рое начало
регулярно составлять ежегодные бюджеты. Хотя с 1897 бюджет ежегодно сводился
с превышением доходов над расходами, фактически он был хронически дефицитным.
"Свободная наличность" казначейства образовывалась за счёт роста гос. долга,
повышения цен на водку и др. источников (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч.,
5 изд., т. 6, с. 257-63 и т. 23, с. 25-27). Гл. статьями доходов Б. г. были
доходы от водочной монополии, косвенные и прямые налоги, пошлины. Среди расходов
на 1-м месте стояли прямые воен. расходы и платежи по гос. займам. В годы
1-й мировой войны 1914-18 бюджетный дефицит возрос с 39,1% ко всей сумме расходов
в 1913 до 81,7% в 1917. Гос. долг России увеличился с 8,8 млрд. руб. в 1913
до 60 млрд. руб. к весне 1917. Б. г. социалистич. стран выражает экономич.
отношения планового распределения общественного продукта и нац. дохода между
подразделениями обществ, произ-ва и экономич. районами страны, классами и
социальными группами населения на базе обществ, собственности. Гос. бюджет
СССР - осн. финанс. план образования и использования об-щегос. фонда ден.
средств Сов. гос-ва. В Б. г. СССР сосредоточивается часть нац. дохода Сов.
Союза, направляемая на планомерное развитие пром-сти, с. х-ва, транспорта,
торговли и др. отраслей нар. х-ва, на повышение материального благосостояния
и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов
гос. управления. В СССР через Б. г. обеспечивается примерно половина затрат,
связанных с расширенным воспроизводством (капитальные вложения, прирост оборотных
средств, образование резервов) и ок. 80% средств, предназначенных на социальнокультурные
нужды, а также расходы на содержание органов гос. управления и оборону страны.
Централизация в Б. г. значит, части ден. накоплений социалистич. х-ва и нек-рой
доли доходов населения служит важным условием планового развития нар. х-ва,
соблюдения оптимальных пропорций между фондами накопления и потребления нац.
дохода, обеспечения рациональных балансовых связей между отраслями нар. х-ва.
1. - Доходы федерального бюджета США (млрд. долл.)
(ожидаемое исполнение)
к итогу
(проект)
%
налог с населения
на прибыли корпораций
и таможенные пошлины
для социального страхования
поступления
2. - Доходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)
(ожидаемое исполнение)
% к итогу
(проект)
% к итогу
налог (основной и дополнительный)
на прибыли корпораций
на прирост капитала
пошлины и акцизы
налог регулирования занятости
доходы
3.- Расходы федерального бюджета США (млрд. долл.)*
военные расходы
(ожидаемое исполнение)
% к итогу
(проект)
% к итогу
космоса
дела и финансы
отраслям экономики
пенсии
по гос. долгу
на просвещение и здравоохранение
обеспечение
расходы
межведомственные начисления и отчисления
5,7
В 1968 федеральный бюджет был перестроен и в него были включены средства
социального страхования и др. фонды казначейства, что привело к снижению
удельного веса военных расходов (достигавшего ранее 70% собственно федерального
бюджета) и повышению удельного веса социально-культурных расходов.
4 . - Расходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)
расходы
(ожидаемое исполнение)
% к итогу
(проект)
% к итогу
расходы
фонд для постоянного обслуживания
6
доходов над расходами . . .
и движение консолидированного фонда
расходов с учётом прироста консолидированного фонда
СССР сыграл большую роль в создании фундамента социалистич. экономики и построении
социализма. Распределение и перераспределение в годы первых пятилеток (1929-40)
через Б. г. накоплений х-ва и доходов населения, обеспечивая гос-во необходимыми
ресурсами, способствовало становлению и развитию производств, отношений социализма,
ограничению, вытеснению, а затем и ликвидации капиталистич. элементов. При
помощи Б. г. большая часть нац. дохода направлялась на индустриализацию страны,
в первую очередь на создание и развитие тяжёлой пром-сти, на социалистич.
переустройство с. х-ва, осуществление культурной революции, укрепление оборонной
мощи страны. В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 через Б. г. были мобилизованы
огромные ден. ресурсы на развитие воен. экономики, удовлетворение нужд фронта
и тыла. В послевоен. годы бюджет являлся осн. источником затрат по восстановлению
и развитию всех отраслей нар. х-ва, повышению нар. благосостояния. В совр.
условиях Б. г. служит одним из важных инструментов построения материальнотехнич.
базы коммунизма. Через бюджет распределяется ок. половины нац. дохода страны,
в т. ч. св. 80% ден. накоплений социалистич. х-ва и нек-рая часть доходов
населения (см. Бюджетное планирование).
доходов Б. г. СССР - поступления от социалистич. предприятий, составляющие
более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате развития
быстрыми темпами всех отраслей социалистич. х-ва. Доходы социалистич. предприятий
вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли [плата за производств, фонды,
фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли], налога
с оборота, взносов гос. предприятий на гос. социальное страхование и нек-рых
др. платежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966 экономич.
реформы перестроены т. о., чтобы повысить заинтересованность работников предприятий
в расширении произ-ва, его технич. совершенствовании и увеличении прибыли.
Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении
предприятий на расширение произ-ва (капиталовложения, прирост оборотных средств
и др. ) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Налог
с оборота полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали
в 1970 менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоен. период значительно
снизилась в связи с освобождением мн. плательщиков полностью или частично
от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска гос. внутр. займов, реализуемых
по подписке. Рост абс. суммы налогов с населения связан с увеличением численности
рабочих и служащих и фонда их зарплаты и средней зарплаты при одноврем. снижении
ставок обложения (см. табл. 5).
расходов бюджета составляют затраты на финансирование нар. х-ва и социальнокультурных
нужд (см. табл. 6). Первые включают преим. капитальные и др. затраты, связанные
с постройкой новых предприятий, расширением и технич. обновлением действующих
предприятий, увеличением их оборотных фондов и др. расходами на развитие х-ва.
5. - Структура доходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
(план)
% к итогу
% к итогу
% к итогу
% к итогу
% к итог;
том числе
от социалистич. х-ва
них: платежи из прибыли гос. предприятий
с оборота
налог с кооперации, колхозов и обществ, орг-ций
гос. социального страхования
от населения
них:
с населения
займы
1
6. - Структура расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
(план)
% к итогу
% к итогу
% к итогу
% к итогу
% к итогу
том числе
х-во
мероприятия . . .
экономии, реформы намного повышается роль собств. средств, а также кредитов
банка в финансировании расходов на увеличение осн. и оборотных фондов предприятий.
Расходы на социальнокультурные мероприятия включают финансирование затрат
на просвещение и здравоохранение, строительство уч. заведений и лечебных учреждений,
выплату стипендий, пенсий и пособий по гос. социальному страхованию и обеспечению
и др. затраты, связанные с удовлетворением материальных и культурных потребностей
населения. Значит, рост этих расходов в послевоен. период связан с расширением
сети учреждений просвещения и здравоохранения, с повышением уровня пенсионного
обеспечения, повышением зарплаты работникам просвещения и здравоохранения
и др. мероприятиями. Расходы на оборону включают содержание Вооруж. Сил СССР
и их оснащение необходимыми технич. средствами. Проводя политику мирного сосуществования
гос-в с различным социальным строем, Сов. Союз принимает вместе с тем необходимые
меры к укреплению своей обороноспособности.
на управление включают финансирование органов гос. власти и управления (Верховных
Советов, Советов Министров, министерств и ведомств, местных органов гос. власти
и управления). Они тесно связаны с расходами по организации произ-ва и культурному
обслуживанию населения.
др. социалистич. стран сходны по своей природе и функциям с Б. г. СССР. Гл.
источниками доходов (80-94% всех доходов бюджета) являются доходы от социалистич.
х-ва, а в расходах осн. место занимают затраты на развитие нар. х-ва (45-55%
всех расходов) и социальнокультурные мероприятия (25-40% расходов).
планомерного и быстрого развития экономики социалистич. стран высокими темпами
вырастает объём их Б. г. Напр., объём бюджета (включая гос. и местные бюджеты)
вырос с 1950 по 1968 в Болгарии почти в 5 раз, в Венгрии больше чем в 5,7
раза, в Польше почти в 6 раз. Это позволяет систематически увеличивать бюджетное
финансирование хоз. и культурного строительства.
сыграл огромную роль в социалистич. преобразованиях, причём производит, характер
его расходов способствовал ускорению темпов экономич. и культурного развития
социалистич. стран. Б. г. служит средством активного воздействия на рост произ-ва
и товарооборота, на увеличение источников накопления. Его роль особенно поднялась
в условиях проведения хоз. реформ: введения платы за фонды и землю (в ГДР
и Венгрии), изменений в системе отчислений от прибыли в бюджет, перехода к
финансированию предприятий и объединений в первую очередь за счёт собств.
ресурсов, повышения роли прибыли в материальном стимулировании, совершенствования
хоз. деятельности и увеличения роли кредита в расширенном воспроиз-ве на предприятиях.
За счёт Б. г. производятся наиболее крупные капитальные вложения, имеющие
важное значение в реализации плановых пропорций в развитии х-ва, что повышает
роль Б. г. в общей системе планирования нар. х-ва.
К., Бюджет Соединенных Штатов и христианскогерманский бюджет,
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; е г о же, Парламент. Голосование 26 ноября.
- Бюджет Дизраэли, там же, т. 8; е г о же, Мыло для народа, лакомый кусок
для "Times". - Бюджет коалиционного министерства, там же, т. 9; Л е н и н
В. И., По поводу государственной росписи, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6;
Бутаков Д., Бочкова В., Шевель И., Финансы стран народной демократия, М.,
1959; Финансы капиталистических государств, М., 1964; финансы развивающихся
государств, М., 1965; Болдырев Б. Т., Бюджет современного капиталистического
государства, М., 1968; Государственный бюджет СССР, Авторский коллектив под
руководством Лаврова В. В. и Плотникова К. Н., М., 1968; Ситарян С., Хозяйственная
реформа и бюджет, М., 1968.
М. Александров, В. В. Лавров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я