БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
составление и исполнение гос. бюджета в социалистич.
странах. Является составной частью нар. -хоз. планирования. На основе показателей
нар. -хоз. плана (объём и реализация продукции, товарооборот, фонд зарплаты,
капитальные вложения и др. ) разрабатываются бюджеты, к-рые служат важным
рычагом проверки балансовых связей отд. элементов плана, выявления и мобилизации
внутр. резервов. В ходе составления и исполнения бюджета на основе применения
балансового метода осуществляется координация всех финанс. ресурсов социалистич.
гос-ва, определяются гл. элементы финанс. и кре-дитнокассовых планов, устанавливаются
финанс. обязательства предприятий, размеры их затрат на расширение произ-ва,
материальное стимулирование работников и др., осуществляется контроль за финанс.
и хоз. деятельностью предприятий и орг-ций. Гл. задача Б. п. - наиболее полное
выявление и мобилизация внутр. ресурсов х-ва для обеспечения необходимыми
ден. средствами высоких темпов развития социалистич. экономики, си-стематич.
повышения жизненного уровня трудящихся, укрепления могущества гос-ва.
В основу
Б. п. в СССР положен принцип демократич. централизма, обеспечивающий при составлении
и исполнении бюджета соблюдение суверенных прав союзных республик и прав авт.
республик, местных Советов депутатов трудящихся, единство бюджетной системы
и финанс. политики гос-ва и участие в составлении и выполнении бюджета всех
органов гос. власти и управления, предприятий и орг-ций, широких слоев населения.
Так же
как нар. -хоз. план, гос. бюджет составляется на календарный год (с 1 янв.
по 31 дек. ), к-рый считается бюджетным периодом. Это обеспечивает связь гос.
бюджета с нар. -хоз. планом, планом каждого предприятия, орг-ций, учреждения,
создаёт необходимую определённость бюджетным ассигнованиям, способствует контролю
за соблюдением гос. финанс. дисциплины.
Бюджетные
ассигнования носят строго целевой характер, причём при выделении средств учитываются
эффективность и степень использования ранее предоставленных бюджетных средств,
а также размер произведённых предприятием или орг-цией платежей в доходы бюджета.
В процессе формирования гос. бюджета в соответствующих органах гос. управления
(Совет Министров СССР и Мин-во финансов СССР, Советы Министров союзных республик
и мин-ва финансов республик и т. д. ) рассматриваются в зависимости от подчинённости
осн. показатели каждого бюджета (республики, края, области и т. п. ), а также
расчёты по бюджетам всех мин-в, ведомств, отделов исполкомов и т. д., с тем
чтобы возможно полнее учесть потребности и ресурсы каждой республики, области,
района, всех отраслей нар. х-ва. Затем проект каждого бюджета рассматривается
в бюджетных комиссиях и утверждается на сессии соответствующего органа
гос. власти (Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и авт. республик,
местных Советов депутатов трудящихся), к-рые принимают закон о Гос. бюджете
СССР и законы о гос. бюджетах союзных республик или постановления о бюджетах
края, области и др.
Гос. предприятия,
колхозы и кооп, орг-ций вносят причитающиеся с них платежи в бюджет перечислением
соответствующих сумм с их счетов в банках. При неуплате эти суммы взыскиваются
со взиманием пени: с гос. предприятий - по распоряжению финансовых органов
они списываются в бесспорном порядке; с кооп. орг-ций и колхозов - на основании
решений суда. При исполнении бюджета бюджетные средства выдаются путём открытия
кредитов или перечислением средств распорядителям кредитов, к-рое производится:
финанс. органами - гл. распорядителям (мин-вам и ведомствам, отделам местных
Советов); гл. распорядителями кредитов - нижестоящим распорядителям (отд.
предприятиям, школам, больницам и т. п. ).
Кассовое
исполнение бюджета осуществляет Государственный банк СССР. Оно основано
на принципе единства кассы, т. е. на сосредоточении всех бюджетных средств
в банковских учреждениях, выполняющих функции их приёма, хранения и выдачи
(согласно распоряжениям финанс. органов и соответствующих распорядителей кредита),
а также представляющих отчёты об использовании средств бюджета. Такой порядок
позволяет контролировать ход исполнения бюджетов и балансировать их доходы
и расходы.
В капиталистич.
гос-вах составление и исполнение бюджета имеют лишь внешнюю форму Б. п. Применяемые
здесь методы бюджетных исчислений позволяют определить лишь вероятные, предполагаемые
суммы доходов и расходов на предстоящий год, т. к. невозможно предугадать
неизбежные при капитализме изменения экономич. конъюнктуры. Составление бюджета
бурж. гос-ва направлено на перераспределение нац. дохода путём взимания налогов,
займов и др. методами в интересах финанс. олигархии и упрочения капиталистич.
строя. Бюджеты в капиталистич. странах, как правило, составляются на год,
но в нек-рых странах, а также в ряде штатов США - на 2 года (см. Бюджетный
год).
Составление
бюджетов во всех капиталистич. странах является компетенцией правительств
и их спец. органов (бюджетное бюро при президенте в США, казначейство в Великобритании,
Мин-во финансов во Франции). Проекты бюджетов представляются в Бельгии за
2 мес. до начала бюджетного года, в Италии - за 5 мес., в Великобритании -
за 7 мес., в США- за 6 мес. Проекты бюджетов представляются на утверждение
парламентов, однако права последних на внесение к. -л. изменений крайне ограничены
и носят большей частью декларативный характер. Исполнение бюджетов осуществляется
пр-вами через казначейские кассы (Франция) или банки (в большей части стран).
Лит. см.
при ст. Бюджет государственный. В. В. Лавров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я