БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство
страны и регулирующих обществ, отношения по образованию и использованию общегос.
фонда ден. средств. Сов. Б. п. - один из важнейших институтов финансового
права - регулирует не все отношения, связанные с гос. бюджетом, а только
организационнофинансовые, к-рые складываются гл. обр. между различными гос.
органами. Т. к. в Гос. бюджет СССР включается бюджет гос. социального страхования,
к-рый составляется ВЦСПС и исполняется органами профсоюзов, сов. Б. п. регулирует
и отношения между гос. органами и органами профсоюзов, связанные с этим бюджетом.
Нормы
сов. Б. п. делятся на материальные и процессуальные. К первым относятся нормы,
определяющие бюджетное устройство (различные виды бюджетов, соотношение между
ними, основы формирования их доходов), бюджетные права Союза ССР, союзных,
авт. Республик и адм. -терр. единиц; нормы, определяющие состав доходов и
направление расходов Гос. бюджета СССР, их разграничение между различными
звеньями бюджетной системы, последовательность их распределения между отд.
бюджетами. Процессуальные нормы регламентируют порядок составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения Гос. бюджета СССР и отчётности о его исполнении.
Важнейшей
чертой сов. бюджетного устройства является единство бюджетной системы, означающее,
что союзный, респ. и местные бюджеты существуют не обособленно, а объединяются
в единый Гос. бюджет СССР. Право устанавливать налоги и доходы, поступающие
на образование бюджетов - союзного, республиканских и местных, предоставлено
только Союзу ССР. Часть доходов респ. и местных бюджетов покрывается за счёт
закреплённых за ними источников доходов, а часть поступает в них за счёт отчислений
от общесоюзных гос. налогов и доходов, устанавливаемых ежегодно при утверждении
вышестоящего бюджета. Утверждение бюджетов идёт в следующем порядке: сначала
утверждается Гос. бюджет СССР, затем на его основе - гос. бюджеты союзных
республик, на их базе - гос. бюджеты АССР и местные бюджеты. При утверждении
каждого вышестоящего бюджета устанавливаются общие суммы доходов и расходов
по нижестоящим бюджетам. Такая финанс. централизация придаёт бюджетной системе
и финанс. политике Сов. гос-ва единство, обеспечивает финансирование мероприятий,
предусмотренных гос. планом развития нар. х-ва СССР, а также мероприятий,
имеющих общесоюзное или респ. значение, участие союзных и авт. республик и
адм. -терр. единиц в осуществлении этих мероприятий. Единство бюджетной системы
даёт возможность перераспределять часть нац. дохода и финанс. ресурсов между
союзными и авт. республиками, экономич. районами и адм. -терр. единицами.
Централизация в области бюджета сочетается в СССР с широкой самостоятельностью
республик и адм. -терр. единиц: каждая союзная и авт. республика, каждый местный
Совет (краевой, областной, окружной, городской, районный, поселковый и сельский)
имеют право на собств. бюджет, объём к-рого устанавливается при утверждении
вышестоящего бюджета и окончательно утверждается Верх. Советом соответствующей
республики или вышестоящим местным Советом. Утверждая бюджеты нижестоящих
Советов, эти органы могут увеличить общую сумму доходов и расходов, установленную
для республики или адм. -терр. единицы при утверждении вышестоящего бюджета.
Проект бюджета составляется исполнительнораспорядит. органами Советов, имеющих
право утверждения бюджета. Бюджетная инициатива, т. е. право внесения проекта
на рассмотрение и утверждение Совета, принадлежит соответственно правительству
союзной (авт. } республики или исполкому местного Совета. Закон о Гос. бюджете
СССР и решение местного Совета о бюджете публикуются для всеобщего сведения.
Осн. источниками
действующего Б. п. являются закон "О бюджетных правах Союза ССР и союзных
республик" (30 окт. 1959) и законы о бюджетных правах республики и местных
Советов, принятые во всех союзных и авт. республиках. М. И. Пискотин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я