БЮДЖЕТНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

БЮДЖЕТНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ выборочные статистич. обследования семейных бюджетов,
являющиеся источником информации о жизненном уровне различных общественных
групп населения. Из Б. о. получают сведения: о доходах семьи по их источникам
(зарплата, оплата за работу в колхозе, выплаты и льготы за счёт обществ. фондов
потребления - пенсии, стипендии, различные пособия, дотации на содержание
детей в садах и яслях и др., доходы от личного подсобного х-ва); о расходах
семьи по их назначению (покупка продовольств. и непродовольств. товаров);
об обеспеченности семьи жилищем и предметами культуры и быта; о составе семьи,
занятости и образовании её членов и др. (см. также ст. Бюджетная статистика).



Б. о.
в Советском Союзе проводит ЦСУ СССР. Информацию о семейных бюджетах получают
путём опроса членов обследуемых семей и использования их записей о доходах,
расходах и потреблении; этот метод обеспечивает наибольшую полноту и достоверность
сведений. Теоретич. основой Б. о. является выборочный метод, посредством
к-рого из генеральной совокупности выделяется такое количество семей (выборка),
в результате обследования к-рых получаются репрезентативные данные семейных
бюджетов. Мерой репрезентативности является отношение средних показателей,
характеризующих выборочные данные, к соответствующим средним показателям генеральной
совокупности. Для Б. о. отбираются различные по своему жизненному уровню типы
семей. Чтобы данные отражали действительную динамику уровня благосостояния
различных обществ, групп населения с учётом экономич. и природноклиматич.
условий и нац. особенностей, а также факторов социальноэкономич. порядка,
обследования проводятся систематически в течение одного года или ряда лет
в одних и тех же семьях. Единство программ обследования позволяет не только
получить статистич. сведения о жизненном уровне семей по обществ, группам,
но и сделать сопоставление этих уровней.


В большинстве
капиталистич. стран Б. о. проводят сравнительно редко (один раз в 5-10 лет)
и они не охватывают всех групп населения. В выборке, как правило, преуменьшается
доля семей с низкими доходами и преувеличивается доля семей с высокими (нетрудовыми)
доходами. Так, в выборке семей для обследования питания, проведённого Мин-вом
с. х-ва США в 1955, доли семей с доходами до 1 тыс. долл. и 3 тыс. долл. в
год оказались заниженными и составили соответственно 7% и 30%. По данным опросных
листов переписи населения 1951, соответствующие данные составили 30 и 48%.
При разработке данных в группу предпринимателей были включены мелкие торговцы,
домохозяйки и т. п., а в группу лиц свободных профессий вместе с ремесленниками
отнесены владельцы крупных контор, лечебных и зрелищных предприятий и т. п.
Тем самым преуменьшались доходы буржуазии и преувеличивались доходы трудящихся.



Б. о.
в России берут своё начало от обследований крест, х-в в 70-х гг. 19 в. Ещё
раньше (1846) известный статистик-демократ Д. П. Журавский опубликовал
расчёты бюджетов семейств "среднего и низшего состояния", в к-рых подчеркнул
значение бюджетных данных для анализа •"экономического и нравственного стремления
каждого класса". Первые единовременные Б. о. в России были организованы в
нач. 70-х гг. земскими статистиками (см. Земская статистика) и различными
об-вами. Тогда же при Б. о. был разработан и выборочный метод. Впервые в мировой
практике была использована механич. выборка (механич. отбор) семей и осуществлена
проверка её репрезентативности путём сопоставления данных, характеризующих
выборочную и генеральную совокупность. Земские статистики осуществили экспедиц.
метод сбора сведений на основе опроса обследуемых. Б. о. крестьян предусматривали
сбор материалов об экономике крест, х-ва, его доходности, расходах и личном
потреблении. Б. о. рабочих и служащих ставили задачу получить сведения об
уровне доходов и потреблении обследуемых в этом разрезе отраслевых и проф.
групп.


Б. о.
рабочих и служащих в России начали проводить после Революции 1905-07. До 1917
шесть единовременных обследований было проведено в Петербурге, Киеве, Баку
и Московской губ. и собрано 4,5 тыс. бюджетов рабочих и служащих.



Начало
Б. о. рабочих и служащих после Великой Окт. социалистич. революции относится
к 1918 (первое из них организовано в Петрограде С. Г. Струмилиным). К 1922
было проведено св. 15 единовременных обследований: в Москве, Петрограде, Харькове,
на Урале, в Донбассе и в Ср. Азии, к-рыми руководили ЦСУ, Наркомтруд и ВЦСПС.
Регулярные Б. о. в течение 1-2 мес. в году примерно 3 тыс. семей рабочих (известные
как обследования "ноябрьских" бюджетов) были организованы в СССР с 1922, а
круглогодовые - с 1925. В эти годы разработаны методы выборки семей, программы
обследования, отражающие особенности формирования жизненного уровня трудящихся
в социалистич. гос-ве; была создана система классификации доходов и расходов
семьи и применены группировки бюджетных данных по отд. социальноэкономич.
признакам. С 1929 все работы по Б. о. сосредоточиваются в ЦСУ. Единовременные
Б. о. заменяются обследованиями в течение всего года. С 1931 Б. о. рабочих
пром-сти были распространены на всю территорию с объёмом выборки ок. 5 тыс.
бюджетов. С 1934 ЦСУ обследует также бюджеты инж. -технич. работников и служащих.
В предвоен. годы в СССР ежегодно обследовалось в общей сложности почти 20
тыс. бюджетов, в т. ч. ок. 12 тыс. бюджетов рабочих пром-сти. В годы Великой
Отечеств, войны 1941- 1945 Б. о. продолжались, хотя количество обследуемых
семей рабочих и служащих сократилось.


Б. о.
крестьян в России, проведённые впервые в Самарской, Черниговской, Херсонской,
Нижегородской и Пермской губ., были немногочисленны по числу х-в и характеризовали
различные слои крестьян. В более широких масштабах Б. о. крестьян осуществлены
земскими статистиками Воронежской губ. (67 х-в в 1886-87 и 230 х-в в 1887-96).
Их опыт разработки ряда методологич. вопросов оказал влияние на обследования,
проведённые в Калужской (1896), Вологодской (1903-07), Тульской (1911-14)
и др. губ. Программы Б. о. крест, х-в содержали более 1 тыс. вопросов. Почти
за пятидесятилетний период в России было обследовано более 11 000 бюджетов
крестьян. Многие земские статистики, исходя из народнических теорий об однородности
крестьян, разрабатывали и анализировали бюджетные данные, пользуясь огульными
средними (по бюджетам кулаков, середняков и бедняков),за что их критиковал
В. И. Ленин.


После
Окт. социалистич. революции Б. о. крестьян проводят с 1919 (600 бюджетов).
Была поставлена задача организовать обследования в гос. масштабе и получить
репрезентативную информацию о произ-ве в крест, х-ве, его доходности и личном
потреблении. Объём выборки за 1922123 с. -х. год составил примерно 3 тыс.
и за 1925126 более 10 тыс. бюджетов. В первые годы Сов. власти бюджеты обследовались
экспедиц. методом (опрос членов семьи). По мере повышения образоват. уровня
крестьян многие из обследуемых сами приступили к ведению записей о своих бюджетах,
что повышало достоверность информации. В 1928 такие записи велись уже в 2,5
тыс. х-в. В последующие годы этот метод стал основным. Анализ статистич. информации
о крест, бюджетах в 20-х гг. базировался на группировках х-в по площади посевов,
численности скота, по размеру доходов и сведениях об аренде земли, найме и
продаже рабочей силы, наличии в х-ве пром. или торг, заведений и др. Бюджетные
данные характеризовали экономич. и социальные отношения в деревне накануне
коллективизации с. х-ва в СССР. В нач. 30-х гг., когда большинство крестьян
в стране объединилось в колхозы, ЦСУ СССР внесло коренные изменения в программы
семейных бюджетов, обследований и их разработки. В 1932 в стране обследовалось
6,5 тыс. бюджетов, в 1938 - 17 тыс., а в 1940 - более 21 тыс.



В 1968
ЦСУ СССР расширило программы Б. о. и перевело их разработку на ЭВМ.



В 1969
в СССР обследовалось ок. 62 тыс. бюджетов различных обществ, групп населения,
в т. ч. ок. 36 тыс. бюджетов рабочих и служащих и более 26 тыс. - колхозников.
Наряду с систематич. Б. о. ЦСУ СССР проводит единовременные крупные обследования
доходов населения по спец. программам. Первое такое обследование проведено
в 1958 (240 тыс. семей рабочих и служащих), второе в 1967 (250 тыс. семей).



Лит. см.
при ст. Бюджетная статистика. И. Я. Матюха.


БЮДЖЕТНЫЕ
РЕЗЕРВЫ, фонды, образуемые в гос. бюджете для бесперебойного финансирования
предусмотренных мероприятий и финанс. обеспечения вновь возникающих расходов
неотложного характера.


В капиталистич.
странах Б. р. используются преим. в качестве источника дополнит, затрат на
милитаризацию экономики и проведение мероприятий по вмешательству гос-в в
экономику в интересах монополий. Размер намечаемых Б. р. при утверждении бюджета
зависит от соотношения его доходов и расходов. В. И. Ленин в статье ч По поводу
государственной росписи" (1902) разоблачил "официальное финансовое фокусничество",
к к-рому нередко прибегают бурж. пр-ва, чтобы использовать "свободную наличность"
гос. казначейства для создания видимости финанс. благополучия и сокрытия дефицитности
капиталистич. бюджета.


В СССР
и др. социалистич. странах Б. р. предназначаются для след, расходов: 1) возмещения
ущерба, причинённого гос. имуществу в результате стихийных бедствий, а также
финансирования др. расходов, обусловленных непредвиденными обстоятельствами
(в этой части Б. р. выступают как одна из форм страхового фонда); 2) покрытия
дополнит, неотложных расходов, выявляющихся в ходе выполнения нар. -хоз. плана
и бюджета; 3) устранения врем, кассовых разрывов из-за несовпадения сроков
поступления доходов бюджета и расходования средств.



Б. р.
в социалистич. гос-вах играют большую роль в поддержании пропорциональности
обществ, воспроизводства и в обеспечении его непрерывности. Б. р. используются
также для преодоления частичных диспропорций, к-рые возникают в ходе исполнения
нар. -хоз. плана и бюджета.


В пост.
Объединённого пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) (октябрь 1927) отмечалось, что при постоянном
росте бюджета "... необходимо образование значительных бюджетных резервов,
которые обеспечили бы достаточно свободное маневрирование как внутри страны,
так и на внешнем рынке" ("КПСС в резолюциях... ", 7 изд., ч. 2, 1954, с. 407).
В совр. условиях, когда объём доходов гос. бюджета достиг 144,9 млрд. руб.
(план 1970) и составляет более половины нац. дохода, значение Б. р. возрастает.
В СССР Б. р. выступают в 3 осн. формах: резервные фонды Совета Министров СССР
и Советов Министров союзных республик; превышение доходов над расходами бюджета;
оборотная кассовая наличность по респ. и местным бюджетам. В ряде союзных
республик (РСФСР, УССР, БССР, Груз. ССР и Азерб. ССР) предусматривается, кроме
того, образование резервных фондов Советов Министров авт. республик и фондов
непредвиденных расходов исполкомов краевых, обл. и гор. (в городах респ. значения)
Советов депутатов трудящихся. Размеры резервных фондов определяют Советы Министров
при утверждении бюджетов, а расходование средств производится на основе спец.
правительств, постановлений.


Превышение
доходов над расходами бюджета обусловлено прочной доходной базой бюджета (опирающейся
на непрерывно растущие накопления социалистич. х-ва) и производит, характером
его расходов. Суммы превышения направляются в основном на усиление кредитных
ресурсов Госбанка и Стройбанка СССР и на финансирование части бюджетных расходов.
Оборотная кассовая наличность - это ден. средства, резервируемые в респ. и
местных бюджетах для покрытия врем, кассовых разрывов, возникающих в ходе
исполнения бюджета. Сумма оборотной кассовой наличности определяется при утверждении
бюджета, с учётом накопленных свободных средств на начало планируемого года.
Средний остаток оборотной кассовой наличности в конце 60-х гг. составил 2,5%
к общему объёму бюджетов союзных республик.


Для обеспечения
своевременной выплаты зарплаты учителям сел. школ, мед. работникам и специалистам
с. х-ва по решению Советов Министров нек-рых союзных республик в районных
бюджетах создаются целевые Б. р. за счёт оборотной кассовой наличности в размере
месячного фонда зарплаты учителей сел. школ (включая школы, находящиеся в
районных сел. центрах) и двухнедельного фонда зарплаты мед. работников и специалистов
с. х-ва. Позаимствованные в течение года средства из оборотной кассовой наличности
и целевых Б. р. должны быть полностью восстановлены до утверждённого размера
за счёт очередных поступлений соответствующего бюджета. По мере укрепления
доходной базы местных бюджетов и в особенности районных бюджетов целевые Б.
р. утрачивают своё значение.


Лит.: Закон
о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, М., 1960; Финансирование
просвещения, науки и культуры, М., 1965, с. 101-03. Р. Д. Винокур.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я