Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс.
до н. э., Месопотамию - Двуречье Тигра и Евфрата (терр. совр. Ирака),- шумеров
и аккад-цев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные гос-ва - Шумер,
Аккад, Вавилонию
и Ассирию, характеризуется относительно высоким
уровнем науки, лит-ры и иск-ва, с одной стороны, и преобладанием религ. идеологии
- с другой. Материальная культура народов древнего Двуречья находилась на
сравнительно высоком уровне. Однако каменные орудия вышли окончательно из
употребления лишь в нач. 3-го тыс. до н. э. В м е-таллургии в сер. 3-го тыс.
были известны литье, ковка, чеканка, изготовление золотой и серебряной проволоки,
филигрань. Осн. строительным материалом был сырцовый и, реже, обожжённый кирпич;
был известен, но мало применялся свод, система дренажа и т. п. Позднее начинается
заметный прогресс в технике. Совершенствуется военная техника - вводятся колесничное
войско (с нач. 2-го тыс. ), панцирь из медных блях (с сер. 2-го тыс. ), конное
войско, меч, укреплённые воен. лагеря, осадные орудия - тараны, строятся каменные
и наплавные мосты (на кож. бурдюках). В 1-м тыс. до н. э. в Ассирии и Вавилонии
появляются железные орудия, в ремесле - также алмазное сверло, примерно на
рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника:
водоподъёмное колесо (са-кие), и "бесконечная" верёвка с кожаными вёдрами
(черд), в 7 в. до н. э. в Ассирии строится первый каменный акведук.



Стела
со сводом законов царя Хаммурапи. 18 в. до н. э. Лувр. Париж.



Важнейшим
фактором развития науки была хоз. практика, к-рая требовала прежде всего выработки
системы мер, а также создания приёмов определения площади полей, объёма зернохранилищ
и искусств, водоёмов, расчётов рабочих норм при копке каналов, в стр-ве и
ремесле; на этой основе к кон. 3-го тыс. до н. э. создалась шумеро-вавилонская
математика. Вавилонские математики широко пользовались созданной ещё шумерами
шестидесятиричной позиционной системой счёта; на основе этой системы были
составлены различные вычислит, таблицы: деления и умножения чисел, квадратов
и кубов чисел и их корней (квадратных и кубич. ) н др. (см. Клинописные
математические тексты).
Вавилоняне решали квадратные уравнения, знали
"теорему Пифагора" и располагали методами нахождения всевозможных "пифаго-ровых"
чисел (более чем за тысячу лет до Пифагора); помимо планиметрич. задач, решали
и стереометрические, связанные с определением объёма различного рода пространств,
тел, широко практиковали черчение планов полей, местностей, отдельных зданий,
но обычно не в масштабе.


Больших
успехов достигли вавилоняне в области химии, имевшей, разумеется, чисто прикладной
характер. От 2-го тыс. до н. э. сохранились многочисленные рецепты изготовления
бронзы, известны глазури и многокрасочные поливы на керамике.



Попыткой
обобщения географич. представлений является "карта мира", где земля изображена
в виде плоскости, пересечённой реками Тигром и Евфратом, сбегающими с сев.
гор, и окружённой мировым океаном, на поверхности к-рого она, видимо, мыслилась
плавающей. Океан представлялся окружённым "плотиной небес", на к-рой покоилось
несколько (три или семь) небесных сводов; под землёй мыслилась преисподняя
("Великая гора"). Но географич. кругозор вавилонских купцов-практиков был'
гораздо шире (к 1-му тыс. - от Испании до Индии).



Крупный
шаг вперёд сделала в это время также медицина. Хирургические операции включали
ампутации, сращивание переломов, удаление бельма с глаза и др. В медицинских
текстах, дошедших от 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. и 1-й половины 1-го тыс.
до н. э., части человеческого тела уже были сведены в анатомическую систему.
Были систематизированы также нек-рые болезни и соответствующие лекарства.



Из записей
астрономич. и метеороло-гич. наблюдений стали развиваться а с-т р о л оги
я (лишь в 1-м тыс. дон. э. ) и астрономия. Были выделены планеты, к-рые, в
противоположность неподвижным звёздам, сравниваемым со спокойно пасущимися
овцами, назывались "биббу", "козлами". Каждая планета получила своё спец.
название (кроме Меркурия, названного "биббу", т. е. планета): Венера - "Дильбат",
Юпитер - "Мулубаббар" ("звезда-солнце"), Марс - "Залбатану" и Сатурн - "Кайману".
Тогда же начались наблюдения движений планет; в частности, сохранились тексты,
посвящённые изучению движения Венеры. Сравнительно высокое развитие астрономии
было, видимо, связано с потребностями лунного календаря. Первоначально
каждое государство-город имело самостоятельный календарь, но после возвышения
Вавилона общим для всей страны стал календарь, принятый в Вавилоне. Год состоял
из 12 лунных месяцев, имевших 29 или 30 дней (синодич. месяц, или период смены
фаз луны, равен прибл. 29 '1з дням). Из-за того, что солнечный год длиннее
лунного на 11 дней, время от времени, для устранения этого несоответствия,
вводился дополнительный месяц. Уже до сер. 2-го тыс. до н. э. были описаны
созвездия, велись записи гелиакальных восходов светил и т. п. Начиная с сер.
1-го тыс. до н. э. устанавливаются твёрдые правила для вставки високосных
месяцев, интенсивно развивается вычислительная астрономия, сохранились тексты,
где для определённого года (или последовательности лет) указаны положения
Луны (или планет) через определённые интервалы времени. Большой заслугой вавилонских
астрономов было открытие Сороса - промежутка времени, по истечении
к-рого солнечные и лунные затмения повторяются в той же последовательности.



С основами
вавилонской науки были знакомы и соседние народы - эламиты, хурриты, хетты,
финикийцы. Вклад в неё Ассирии был незначителен, однако большая часть вавилонских
научных сочинений дошла до нас из ассир. библиотек 12-7 вв. до н. э. Древнегреческая
наука восприняла нек-рые достижения вавилонской науки (видимо, не непосредственно,
а через Финикию и Малую Азию), но вавилонская астрономия, по-видимому, оказала
и прямое влияние на древнегреческую.


Шумеро-вавилонская
система мер и весов легла в основу ряда метрологич. систем древней Передней
Азии, а шестидесятиричная позиционная система счисления дошла и до нашего
времени: именно этой системой пользуются и сейчас, когда оперируют градусами
(или часами), минутами и секундами.


Примером
своего рода историч. концепции, зачатком истории как науки может служить изложение
историч. событий в виде "Списка царей", начинающегося с момента, когда "царственность
спустилась с неба", и тянущегося непрерывно от древнейших к позднейшим царям.
Этот список был составлен ок. 2100 до н. э. для обоснования идеи абсолютности
царской власти.


К первым
сочинениям научного характера в древнем Двуречье можно отнести списки знаков
письма - сначала рисуночных, а затем развившихся из них - клинописных-и перечни
терминов, записанных при помощи таких знаков. Подобные перечни были впервые
составлены ок. 3000 до н. э. Позже, в связи с прак-тич. потребностью, были
накоплены опре-дел. знания в области филологии. Так, в связи с тем, что шумерский
язык выходил из живого употребления, а бытовым языком стал аккадский, создавались
пособия для изучения шумерского как языка религии и школы - списки слов и
спец. терминов разного рода, в т. ч. ботанич., зоологич., минералогич. и т.
п. ; в начале 2-го тыс. появились шу-меро-аккадские общие и терминологич.
словари, были даже попытки составления этимологич. словарей; ещё позднее,
частично за пределами Двуречья, составлялись и многоязычные словари, напр,
шумеро-аккадо- западносемитско - хурритский, шумеро-аккадо-хеттский и т. п.
Составлялись пособия по грамматике.


Средоточием
науки в древнем Двуречье до сер. 2-го тыс. до н. э. была т. н. э-дуб-ба -
тип светской школы-академии, готовившей гл. обр. писцов, но имелись, видимо,
и храмовые школы. Писец было почётным званием образованного человека. В соответствии
со степенью эрудиции и специализации различалось около двадцати видов писцов.
Среди дидак-тич. школьных текстов известно "Поучение земледельцу", нечто вроде
краткого сельскохозяйств. справочника.


Дошедшие
до нас мифы отражают в основном представления народов, живших ирригац. земледелием,
а также оседлых охотников и скотоводов. Согласно представлениям древних народов
Двуречья, плоская земля лежит на поверхности мировых вод, окружающих её и
выступающих в виде колодезной и речной воды; эти воды отделены от небесных
вод "Плотиной небес", на к-рой покоится неск. твёрдых небосводов - небо Солнца,
Луны, планет и неподвижных звёзд. Внутри земли - мрачный город мёртвых. Мир
сотворён либо богиней-матерью, либо (в поздних мифах) муж. божеством (Энлиль,
Мардук). Так, по вавилонскому мифу (2-е тыс. дон. э. ), в борьбе старших богов
с младшими первых возглавляет чудовище - богиня Тиамат ("Море"), вторых -
бог Мардук. Убив Тиамат, Мардук рассекает её тело надвое, превращая его в
подземные и небесные воды. Видное место занимает миф о потопе и спасшемся
на корабле от потопа единственном человеке - мудром Зиусудре (шумерск. ; аккадск.
- Утнапиштн). Конкретные черты этому мифу дали сравнительно частые в Двуречье
разрушительные наводнения. По мифу о богине Иннин (шумерск. ; аккадск. - Иштар),
она спустилась в преисподнюю, чтобы оспорить господство богини мёртвых, а
затем вырвалась на землю, оставив богине мёртвых своего возлюбленного Думузи
как выкуп за себя. Героич. мифы группируются по местным циклам. Наиболее интересен
круг мифов г. Урука, связанный с именами героев Энмеркара, Лугаль-банды и
Гилъгамеша. Известен также миф о вражде орла и змеи и о попытке героя
Этаны взлететь на небо на орле. До нас дошли в основном записи официальных
версий мифов, подчинённые идее о бессилии человека перед богами.



Религия
древних народов Двуречья не составляла стройной догматич. системы, а складывалась
из отдельных местных культов, не исключавших культы др. божеств. В ходе обществ,
развития она претерпела существ, изменения. В верованиях шумеров (3-е тыс.
до н. э. ) преобладали культы богов и богинь - покровителей отд. общин; независимо
от специфич. черт, приписывавшихся каждому божеству, они обычно были также
богами растительности и ирригац. земледелия. Ряд божеств [бог Солнца Уту,
бог Луны Зуэн (Наина), бог неба АН и богиня любви и звезды Венеры Иннин (Инанна),
бог подпочв, вод, покровитель мудрости и культурных изобретений Энки] почитался
повсеместно, имея, однако, и свои общинный центры. Верховным божеством считался
бог Энлиль. Энлиль, АН и Энки составляли триаду великих божеств. Большое
значение имел культ умирающих и воскресающих божеств растительности, а также
скотоводства - Думузи-абзу (Таммуз) и др. Загробный мир представлялся в виде
мрачного подземного города, где правит богиня Эреш-кигаль (или бог Нергал).
Большое распространение имели верования в различных добрых и злых духов.



В кон.
3-го тыс. до н. э. в связи с укреплением единого деспотич. гос-ва местные
культы соединились в общий для всей страны пантеон. Роль людей в ре-лиг, системе
была сведена к роли рабов, подносящих богам свои жертвы, а царская власть
объявлена божественной субстанцией.


Семитское
(аккадское) население Двуречья первоначально имело свои племенные культы.
Однако уже к сер. 3-го тыс. до н. э. наблюдается господство шумерских культов
и у семитов Двуречья, причём часть богов получила семитские имена наряду с
шумерскими или вместо них (Энлиль = Бел, Иннин = Иштар, Уту = Шамаш, Энки
= Эа, Ан=Ану, Нанна = Син и т. д. ).


В период
возвышения Вавилона (18 в. до н. э. ) верховным божеством был объявлен бог-покровитель
этого города Мар-дук. В 1-м тыс. до н. э. развиваются астральные культы
на основе отождествления нек-рых божеств с небесными светилами. На С. -В.
Двуречья, в Ассирии, получил распространение тот же пантеон с добавлением
нек-рых местных (хуррит-ских и Др. ) божеств, но верховным богом здесь считался
покровитель гл. города Ассирии - Ашшура, носивший то же имя, что и
город. Наряду с верховным богом (Энлилем, Мардуком или Ашшу-ром) "великими
богами, решающими судьбы", составляющими совет старейшин в общине богов, признавались
7 или 12 гл. божеств.


Сохранялись
представления, восходящие к культу вождя как воплощения жизненных сил общины.
Пережитком ритуального убийства состарившегося вождя являлся в Вавилоне ежегодный
обряд, при к-ром царь временно заменялся бедняком или рабом, подвергавшимся
побоям со стороны верховного жреца.


Во 2-1-м
тыс. получает развитие понятие греха и покаяния, к-рые, однако, воспринимались
гл. обр. в ритуальном плане (нарушение магических запретов и правил почитания
богов и искупление прегрешения).


Профессиональное
жречество создаётся в Двуречье очень рано - ещё в 4-м тыс. Жрецом был и правитель
(царь). Для культовых целей с 4-го тыс. до н. э. из общинных начали выделять
спец. обширные храмовые хозяйства, затем они вошли как составные части в царские
хозяйства.


В 1-й
пол. 3-го тыс. до н. э. литература народов Двуречья была исключительно устной.
Именно к этому периоду восходит, вероятно, часть шумерских эпич. песен, дошедших
до нас в записях 19-18 вв. до н. э. Цикл песен о героях г. Урука - Энмеркаре,
Лугальбанде, Гильгамеше и др. - содержит нек-рые реалистич. подробности. Мифологич.
характер носят песни о змееборце Лугальбанде, об иве богини Иннин и др. Архаичностью
отличается культовая эпич. песня о нисхождении богини Иннин в преисподнюю.
К более поздним временам относятся, очевидно, этиологич. эпич. песни, посвящённые
золотому веку, происхождению культурных изобретений. 24- 21 вв. дон. э. -
время расцвета историкогероич. эпоса на шумерском и аккадском языках о деяниях
и походах царей Сар-гона и Нарамсина. Им же были посвящены и нравоучит. жреч.
поэмы с антимонархич. тенденцией, обвиняющие царей в нечестии. Вероятно, к
22 в. до н. э. относится и аккадская эпич. поэма о Гильгамеше, с большой художественной
силой рассказывающая о трагедии человеческой судьбы и поисках бессмертия.
Начиная с 22 в. до н. э. получают оформление нек-рые официальные надписи (надпись-поэма
о постройке храма Гудеей и надпись-поэма о победе царя Утухегаля над полчищами
кутиев, обе на шумерском языке). К концу 3-го тыс. до н. э. восходит, очевидно,
и обширная дидактич. лит-pa, известная по записям 18 в. до н. э. и более позднего
времени. К ней относятся: афористич. поучения, приписывавшиеся Шуруппаку и
его сыну Зиусуд-ре. Интересны покаянные псалмы, литур-гич. "плачи", иногда
подлинно лиричные, отражающие настоящие человеческие горести, а также уникальные
две шумерские свадебные и две погребальные песни. Классич. аккадская лит-pa
складывается, вероятно, в кассидский период лит-ры 16-12 вв. до н. э. : большой
космогонич. эпос в 7 песнях, описывающий сотворение мира из хаоса, борьбу
старшего и младшего поколений богов и т. п. Появляются и произведения, выражающие
скептич. и даже критич. отношение к действительности: поэма о "Ниппурском
бедняке" и др.


Из Ассирии
почти не дошло самостоят, лит. памятников. Писались подражательные поэмы,
гимны и молитвы в вавилонских жанрах; нек-рые из них написаны царём Ашшурбанипалом.
Самостоятельным жанром ассирийской лиг-ры являются царские анналы. Нек-рые
из них, написанные ритмич. прозой, живо и красочно рисуют картины битв: письмо
Наоушаллимшуну к богу о походе Сар-гона II в 714 до н. э. против Урарту. После
падения Ассирии в конце 7 в. до н. э. в лит-ре не было создано ничего значительного.
Памятники старой вавилонской, а отчасти и шумерской, гл. обр. культовой, лит-ры
переписывались вплоть до 1 в. до н. э. на живом арамейском языке. За
исключением анналов, летописей, предсказаний и т. п., вся литература народов
древнего Двуречья - стихотворная. И. М. Дьяконов.



В художеств,
культуре древнего мира важное место занимают пластические искусства племён
и народов Месопотамии 4-1-го тыс. до н. э. В Месопотамии, как и в Др. Египте,
складываются и получают первонач. развитие мн. формы архитектуры, скульптуры,
синтеза иск-в, изображения человека и окружающего мира, характерные для последующих
эпох. Замедленность обществ, развития и подчинение иск-ва религии обусловливают
устойчивость художеств, структур и стилевых принципов.



Древнейшие
художеств, памятники Месопотамии (вылепленные от руки культовые сосуды из
глины с раскрашенным ритмизов. геом. узором и стилизов. изображениями птиц,
зверей и людей; статуэтки из глины) восходят к 5-4-му тыс. до н. э. С сер.
4-го тыс. до н. э. появляется гончарный круг, развивается строительство храмов
(прямоугольный в плане "Белый храм" в Уруке на высокой сырцовой платформе),
стены к-рых иногда украшаются геом. мозаичным узором из разноцветных шляпок
глиняных "гвоздей". В период Джемдетнаср (конец 4-го -нач. 3-го тыс. до н.
э. ) получает развитие круглая скульптура (тщательно моделиров. женская голова
из Урука со строгими обобщёнными чертами, нач. 3-го тыс. до н. э., Иракский
музей, Багдад), складываются принципы месо-потамского скульптурного рельефа
(сосуд из Урука с ярусами плоскорельефных фризов, где изображены ритмически*
чередующиеся жанровые сцены, процессии людей и зверей, Иракский музей, Багдад),
расцветает иск-во глиптики (резные ци-линдрич. печати с сюжетными сценами,
отмеченными свободой композиции и передачи движения).



В период
образования городов-гос-в (нач. 3-го тыс. до н. э. ) в иск-ве нарастают черты
условности и каноничности.


В эпоху
возвышения Шумера усиление царской власти и влияния жречества определяет ведущую
роль храмовой архитектуры. Стремление утвердить могущество божества воплощается
в величеств, геом. простоте архит. масс. Прямоугольные в плане храмы сооружались
из кирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости.
Стены членились прямоугольными выступами и нишами (т. н. Овальный храм в Хафадже,
нач. 3-го тыс. до н. э. -22 в. до н. э. ). К раннединастич. храмовому зодчеству
Шумера восходит тип многоступенчатой башни-зиккурата с "жилищем бога"
наверху. Зиккурат в Уре (22-21 вв. до н. э. ) состоял из поставленных одна
на другую трёх усечённых пирамид: террасы зиккурата соединялись наружными
лестницами, ярусы были окрашены в разные цвета. Жилые здания Шумера, повлиявшие
на последующую храмовую и дворцовую архитектуру, имели плоские крыши и прямоугольный
в плане открытый внутренний Двор.


Мелкая
пластика Шумера (статуэтки молящихся из камня и бронзы) отличалась схематичностью
и нерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделялись
огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения на рельефах
пло-скостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль, глаза и
плечи - в фас; фигуры бога и царя выделены размером (кам. стела Эаннатума
- правителя г. Лагаша, или т. н. Стела коршунов, с поярусно расположенными
воен. сценами, ок. 2500 до н. э., Лувр, Париж). Сходен по стилю т. н. штандарт
из Ура - мозаика из раковин и лазурита со сценами битв и триумфов (ок. 2600,
Брит, музей, Лондон). Замечательны золотые предметы из "царских" гробниц Ура
- орна-ментиров. шлем, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, полная
живой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита.
Резным печатям Шумера свойственны условность и орнаментальность форм.



Немногочисл.
сохранившиеся памятники периода объединения Месопотамии под властью династии
Аккада (24-22 вв. до н. э. ) отражают усиление культа властителя. При сохранении
условных приёмов в рельефах появляется стремление к большей свободе композиции,
к объёмности фигур, показу окружающей природы (кам. стела царя Нарамсина с
батальными сценами, Лувр, Париж, ци-линдрич. печати со сценами охоты - все
23 в. до н. э. ), в круглой скульптуре - стремление к портретности черт (бронз,
голова правителя из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Высокого
совершенства достигает техника художеств, обработки бронзы - литья, чеканки,
гравировки. Традиции иск-ва Аккада сохраняются в портретном иск-ве г. Лагаша
(статуя правителя Гудеа, 22 в. до н. э., Лувр, Париж).



В объединённом
гос-ве III династии Ура (кон. 22-21 вв. до н. э. ), в условиях жреческого
бюрократич. режима, в художеств, мастерских создавались гл. обр. рельефы с
каноническими сценами поклонения божествам, отличающиеся сухостью форм. От
периода возвышения г. Вавилона (18 в. до н. э. ) сохранилось немного памятников:
диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи, украшенная в верхней части
рельефом с изображением царя в молитв, позе перед богом Шама-шем (Лувр, Париж);
росписи дворца в Мари с культовыми сценами и изображениями богов, и др.



Новый
этап в развитии иск-ва Месопотамии связан с возвышением Ассирии. Собственно
ассирийское искусство складывается во 2-м тыс. до н. э. под воздействием культур
Аккада и хеттов (рельефы дворца в г. Кар-Тукульти-Ни-нурта, 13 в. до
н. э. ). Расцвет иск-ва Ассирии совпадает со временем наибольшего могущества
и воен. экспансии ассир. гос-ва (9-7 вв. до н. э. ). Его осн. темами становятся
войны, прославление царей-победителей. Дворцы царей Ассирии, включённые в
регулярную планировку городов, представляли собой прямоугольные в плане цитадели
на насыпной террасе, с многочисленными помещениями, к-рые группировались вокруг
асимметрично расположенных открытых внутренних дворов. Парадные арочные ворота-порталы
фланкировались башнями с монументальными фигурами гениев-хранителей (в виде
крылатых быков с головой человека) у основания. Дворцовые комплексы включали
прямоугольные храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине,
совр. Хорса-бад, 712-707 до н. э. ). В убранстве дворцов гл. роль играли рельефы
из известняка и алебастра с изображениями мифология, существ, сцен войны и
охоты, придворного быта. Расположенные фризами рельефы 9 в. до н. э. (дворец
Ашшурнасирпа-ла II в Кальху. совр. Нимруд,9 в. до н. э. ) отличались торжеств,
статикой, строшм подчинением изображений плоскости, тщат. орнаментальной отделкой
узоров одежд. Стремление к прославлению физической мощи человека сказывалось
в подчёркнутой углублёнными линиями преувеличенной мускулатуре, величеств,
пластике фигур. В рельефах 8-7 вв. до н. э., свободнее заполняющих поверхность
стены, нарастает повествовательность, появляется стремление к более широкому
показу жизненных сцен, пейзажа, пространства (рельефы дворца Синахериба в
Ниневии, совр. Куюнджик, 705-680 до н. э. ). В рельефах 7 в. до н. э. достигает
вершины реализм в изображении животных, усиливаются динамика и экспрессия
образов (рельеф "Умирающая львица" из дворца Ашшурбанипала в Ниневии, 7 в.
до н. э. ). Сохранившиеся росписи дворца в Тиль-Барсибе (совр. Тель-Ахмар,
8 в. до н. э. ), стилистически близкие рельефам, отличаются плоскостностью
и декоративностью расцветки. В оформлении дворцов Ассирии применялись также
орнаментальные фризы из по-лихромного глазуров. кирпича и украшения из металла,
в т. ч. рельефы (бронз.


Оттиски
цилиндрических печатей: 1. Печать с изображением животных. 2-я четв. 3-го
тыс. до н. э. Шумер. Британский музей. Лондон. 2. Печать из храма богини Иннин
в Уруке. Начало 3-го тыс. дон. э. (период Джемдетнаср). Переднеазиат-скнй
музей. Берлин. 3. Печать с изображением борьбы героя с буйволом. 23 в. до
н. э. Аккад. Музей Ритберг. Цюрих.


"Белый
храм" в Уруке. Конец 4-го тыс. до н. э. Реконструкция.



Культовый
сосуд из храма богини Иинин в Уруке. Алебастр. Начало 3-го тыс. до н. э. (период
Джемдетнаср). Иракский музей. Багдад.


Зиккурат
в Уре. 22-21 вв. до н. э. Реконструкция.


Дворец
Саргона II в цитадели Дур-Шар-рукина. 712-707 до н. э. Реконструкция.



обшивка
ворот из Балавата, 9 в. до н. э., Брит, музей, Лондон). Редким памятникам
круглой скульптуры Ассирии, тесно связанной с архитектурой, свойственны монументальность,
торжеств, застылость и нерасчленённость масс (статуя Ашшурнасирпала II, 9
в. до н. э., Брит, музей, Лондон). Расцвета достигло прикладное иск-во - выделка
цилиндрич. печатей, художеств, ткачество, резьба по кости и дереву, обработка
металла.


После
падения Ассирии (кон. 7 в. до н. э. ) кратковременный расцвет вновь переживает
искусство Вавилона (7-6 вв. дон. э., т. н. нововавилонский период). Великолепен
ансамбль г. Вавилона со сложной системой укреплений, широкими прямыми дорогами
процессий, дворцом Навуходоносора II, храмовым комплексом Эсагила и 90-метровым
зиккура-том Этеменанки.


В результате
завоевания Вавилона державой Ахеменидов (539 до н. э. ) и его вхождения в
гос-во Селевкидов (кон. 4 в. до н. э. ) в вавилонской культуре проявляется
влияние персидского, а позже эллинистич. иск-ва. В свою очередь вавилонское
иск-во повлияло на развитие иск-ва Ирана и Парфии (см. Парфянское
царство).



Илл. см.
на вклейке, табл. XVII, XVIII (стр. 224-225).


Лит.: Вайман
А. А., Шумеро-вави-лонская математика III-I тыс. до н. э., М., 1961; Выгодский
М. Я., Арифметика и алгебра в древнем мире, 2 изд., М., 1967; К а н е в а
И. Т., Новая табличка с отрывком из шумерской поэмы "Писец и его непутевый
сын", "Вестник древней истории", 1966, № 2; К р а м е р С. Н., История начинается
в Шумере, [пер. с англ. ], М., 1965; Нейгебауер О., Точные науки в древности,
пер. с англ., М., 1968; Очерки по истории техники Древнего Востока, под ред.
В. В. Струве, М. -Л., 1940; Струве В. В., История Древнего Востока, [2 изд.,
М. - Л. ], 1941; Авдиев В. И., История Древнего Востока, 2 изд., [М. ], 1953;
Дьяконов И. М., Образ Гиль-гамеша, в кн. : Труды Гос. Эрмитажа, т. 2, Л.,
1958; Эпос о Гильгамеше, пер. с аккадского, М. - Л., 1961; К г am е г S. N..
Sumerian mythology, Phil., 1944; Ancient near Eastern texts, ed. by J. B.
Pritchard, 2 ed., Princeton, 1955; Dhorme E., Les religions de Babylonie et
d'Assyrie, 2 ed., P., 1959; Lambert W. G., Babylonian Wisdom literature, Oxf.,
1960; Лосева И. М., Искусство древней Месопотамии, М., 1946; Флиттнер Н. Д.,
Культура и искусство Двуречья и соседних стран, М. - Л., 1958; Матье М. Э.,
Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Луконин В. Г., Искусство Древнего Востока,
[М., 1968] (Памятники мирового искусства. Серия 1, в. 2); Всеобщая история
архитектуры, т. _ 1, М., 1970; ParrotA., Archeologiemesopotamienne, t. 1 - 2, P.,
1946 - 1953; FrankfortH., TheartandarchitectureoftheAncientOrient, Bait., 1955; WoolleyCh. L., Mesopotamienundyorderasien, Baden-Baden, 1961; ChampdorA., KunstMesopotamiens, Lpz.,
1964; MargueronJ. C.,
Mesopotamie, Gen. - P. - Munch., 1965; Garbini G., The ancient world, L.,
1967.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я