ВАГОН ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ
предназначается для перевозки скоропортящихся грузов
(мясо, рыба, фрукты и т. д. ), требующих при транспортировке постоянных и
достаточно низких темп-р. Первые В. и. построены в России в 1862. К 1917 насчитывалось
ок. 6 тыс. разнотипных малогрузных 2-осных вагонов. В 1926 на Брянском локомотиво-строит.
з-де начался серийный выпуск 4-осных В. и. грузоподъёмностью до 30 т, затем
до 49 т.
По назначению
В. и. разделяются на универсальные, пригодные для перевозок большинства скоропортящихся
грузов, и специализированные - для перевозки живой рыбы, молока, минеральной
воды, вина; по способу охлаждения они разделяются на вагоны-ледник и, охлаждаемые
льдо-соляной смесью, и вагоны-рефрижераторы (от лат. frigero - охлаждаю),
оборудованные компрессорными холодильными установками. В ряде стран применяется
охлаждение при помощи сухого льда, жидкого азота и др.
Для перевозок
скоропортящихся продуктов в зимнее время В. и. оборудуют приборами отопления.
В В. и. поддерживается постоянная темп-pa; для большинства охлаждённых грузов
до 5°С, для мороженых не выше -6°С, для продуктов быстрой заморозки до -20°С.
Льдо-соляное охлаждение малоэффективно, поэтому с 1964 стр-во вагонов-ледников
прекращено. С 1954 на ж. д. СССР эксплуатируются рефрижераторные поезда из
18 и 20 грузовых вагонов и секции из4, 5 или 10 вагонов.
С 1966 применяются автономные рефрижераторные вагоны с полной автоматизацией
работы оборудования.
Рис. 5-12.
Пассажирские вагоны: 5, 6- вагон с куполом для обозрения местности (внешний
и внутренний вид); 7,8 - вагоны дизель-поезда (внешний и внутренний вид);
9 -цельнометаллический вагон дальнего следования; 10 - купе вагона; 11 - внутренний
вид почтового вагона; 12 - двухэтажный вагон (ГДР). Рис. 13. Четырёхосный
крытый вагон грузоподъёмностью 62 т.
Вагон
изотермический.
Лит.: Холодильная
техника. Энциклопедический справочник, кн. 3, [М. ], 1962; Справочник по перевозке
скоропортящихся грузов, М., 1963. А. Т.Дерибас.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я