ВАГОНООПРОКИДЫВАТЕЛЬ

ВАГОНООПРОКИДЫВАТЕЛЬ сооружение
для механизиров. разгрузки насыпных грузов из ж. -д. грузовых вагонов опрокидыванием
или наклоном их в поперечном либо продольном направлениях. По способу разгрузки
различают: боковые, торцевые и комбинированные В. Боковые В. бывают башенные
и роторные (рис. ). Башенные В. поворачивают вагон вокруг оси, лежащей вне
вагона; роторные В., наоборот,- вокруг оси, почти совпадающей с геометрич.
продольной осью полувагона. Торцевые В. обеспечивают продольный наклон вагона
и используются для разгрузки подвижного состава с раскрывающимися торцевыми
стенами. Комбинированные В. наклоняют вагон в поперечном и продольном направлениях.
В. - наиболее эффективное средство механизации с темпом выгрузки 20-30 вагонов
в 1 ч.


В России
В. применялись уже с конца 19 в., когда в Мариупольском порту (ныне порт Жданов)
были установлены 2 торцевых В., к-рые являлись по тому времени большим достижением
подъёмнотранспортной техники. В СССР св. 90% В. -роторные стационарные. Они
обеспечивают выгрузку из 4-осных и 6-осных полувагонов поворотом их на 170-175°.
В сравнении с др. В. роторные имеют в неск. раз меньшую мощность электропривода
и наивысшую производительность (30 циклов в 1 ч), однако требуют заглублённых
приёмных бункеров с соответствующей системой конвейерных линий. Передвижные
В. (роторные и башенные) служат для выгрузки из полувагонов насыпных грузов
в заглублённые и незаглублённые приёмные траншейные устройства. Преимущество
передвижных В. - возможность разгрузки вагонов на различных участках склада,
рудного двора и др.


Область
эффективного использования В. : коксохимич. и металлургич. з-ды, тепловые
электростанции, крупные предприятия строит, индустрии, тяжёлого машиностроения,
а также пункты перевалки грузов (морские и речные порты) при годовой выгрузке
однородных грузов ок. 1 млн. т. Ведутся (1971) работы по созданию В.
для выгрузки большегрузных 8-осных вагонов, В. с виброустройствами для механизиров.
удаления остатков грузов, а также систем для автоматизации операций выгрузки
полувагонов на роторном В. (надвиг, установка, выталкивание и т. п. ). Для
выгрузки насыпных грузов из крытых ж. -д. вагонов применяют инерционноразгрузочные
машины.


Вагонетка:
а - рудничная с опрокидывающимся кузовом; б - для внутризаводского
транспорта с опрокидывающимся кузовом; в - саморазгружающаяся с откидным
днищем и автосцепкой; г - рудничная пассажирская.



Лит.: Аннинский
Б. А., Шаранови ч П. А., Комплексная механизация выгрузки навалочных грузов,
М. -Л., 1962; Механизация выгрузки смерзшихся и сыпучих грузов из железнодорожного
подвижного состава, М., 1967.


ф.
А, Пладис, Б. Н. Покровский.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я