ВАЗОПИСЬ
античная,
роспись античных керамич. сосудов. Получила развитие ещё в крито-микенском
иск-ве (см. Эгейская культура): вазы "кама-рес" (20-18 вв. до н. э.
) со стилизов., гибко круглящимися растит, узорами; вазы с близкими к натуре
изображениями растений (кон. 17-16 вв. до н. э. ), осьминогов, рыб, морских
звёзд (16 в. до н. э. ). В 20-16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь
сосуд. Строже по композиции росписи ваз "дворцового стиля" (кон. 15 в. до
н. э. ) с более мелким и геометризов. растит, орнаментом, волнистыми линиями.
В позднемикенском иск-ве (14-12 вв. до н. э. ) росписи (схематичные изображения
людей, животных, вытесняемые геом. мотивами, спиралями) суше и лаконичней.
Особого
совершенства достигает В. в др. -греч. иск-ве; В. даёт нек-рое представление
о почти не сохранившейся до наст, времени др. -греч. живописи. Вазы покрывали
т. н. чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже - непрочными "акварельными" (голубой,
розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой. Композиция росписи
органично подчиняется форме сосудов; линейный ритм росписей отличается изысканностью
и динамикой. В истории развития греч. В. отмечается такая последовательность:
субмикенская В., опирающаяся на позднемикенскую традицию (1-я пол. 11 в. до
н. э. ; орнамент состоит из кругов, волнистых линий, треугольников); протогеометрич.
стиль (2-я пол. 11 - 10 вв. до н. э. ); геометрический стиль (9-8 вв.
до н. э. ; горизонт, полосы ритмичных линейных узоров и геометризов. изображений,
чётко выявляющие тектонику вазы); "ковровый стиль" С/ в. до н. э. ; полихромные
изображения животных и фантастич. существ в сочетании с растит, узором). В
6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые
чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой
и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т. д. ), с его муз. чистотой
контурных линий, обобщённостью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью
сцен (гл. обр. мифологических); гл. мастера: Клитий, Эксекий, Амасис.
Ок. 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной В. (чёрный фон и фигуры
цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифология, сцен),
к-рая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью
внутр. линий. Краснофигурная В. "строгого стиля" (последняя четверть
6 в. - нач. 5 в. до н. э. ) отличается чёткостью и изяществом рисунка при
сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Евфроний,
Дурис, т. н. вазопи-сец Брига (см. Бриг). Со 2-й четв. 5 в. до
н. э. в В. "свободного стиля" изображение становится более объёмным и сложным.
Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям
белых погребальных лекифов 3-й четв. 5 в.. до н. э. Для В. кон. 5 - 4 вв.
до н. э. характерны декоративная пышность ("роскошный стиль" - росписи Мидил
и др. ), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение
единства изображения и формы сосуда. Кроме собственно Греции, В. процветает
в Юж. Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греч. В.
находилась В. этрусков. В 3-2 вв. до н. э. для греч. В. характерны
бегло нарисованные простые линейные и геом. орнаменты. О росписи сосудов др.
стран и эпох см. в ст. Керамика. И. Вазов. "Под игом" (Москва, 1954).
Илл. А. Тарана.
И. Вазов.
Э. Вайнерт.
Илл. см.
на вклейке, табл. XIX, XX (стр. 224-225).
Лит.: Вальдгауер
О., Императорский Эрмитаж. Краткое описание собрания античных расписных ваз,
СПБ, 1914; Максимова М. И., Античные фигурные вазы, т. 1, М., 1916; Блаватский
В. Д., История античной расписной керамики, М., 1953; Pfuhl E., Malerei und
Zeichnung der Grie-chen, Bd 1 - 3, Munch., 1923; Buschor E., Griechische Vasen,
Munch., 1940; Веaz1eу J. D., Attic red-figure vase-painters, Oxf., 1942; его
же, Attic black-figure vase-painters, pxf., 1956; Himmelmann-Wild-schutz N.,
Erzahlung und Figur in der ar-chaischen Kunst; Mainz - Wiesbaden, 1967.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я