ВАЙС

ВАЙС (Weiss)
Петер (р. 18. 2. 1916, Нова-вес, близ Берлина), немецкий писатель. В 1934
его семья эмигрировала из Германии; с 1939 живёте Швеции. Был художником и
кинорежиссёром. Лит. деятельность начал "микророманом" "Тень тела кучера"
(1960), написанным в духе экспериментов франц. "нового романа". В романах
"Прощание с родителями" (1961), "Точка бегства" (1962), "Разговор трёх идущих"
(1963) описаны невзгоды жизни эмигрантов. Двойственность замысла пьесы "Преследование
и убийство Жан-Поля Марата, представленное актёрской труппой госпиталя в Шарантоне
под руководством господина де Сада" (1964) дала повод для различных сценич.
её истолкований в театрах разных стран. Проявляя интерес к особому жанру,
в к-ром переработаны в художеств, картину непосредств. документы, В. написал
антифаш. пьесу "Судебное разбирательство" (1965, рус. пер. 1966), построенную
на подлинных материалах процесса над преступниками Освенцима. В ст. "Десять
рабочих пунктов автора в поделённом мире" (1965) В. делал вывод, что только
социалистический строй даёт "возможность устранить существующее в мире неблагополучие".
Империализм США разоблачается в пьесе "Диспут о... ходе... войны во Вьетнаме...
". Са-тирич. изображение совр. бурж. общества отличает пьесу "О том, как господин
Мокинпотт от своих злосчастий избавился" (1968, рус. пер. 1968). В творчестве
В. на разных этапах отразилось отсутствие у него последовательных идейнополитич.
позиций. Выступив с рядом прогрессивных произв., в 1970 он выпустил пьесу
"Троцкий в изгнании", носящую явно антисоветский характер.


Соч. :
Заметки о документальном театре, "Иностранная литература", 1968, № 7.


Лит.: Книповлч
Е., Свидетели, "Иностранная литература", 1966,. \ь 5; Гинзбург Л., "Самовыражение"
и саморазоблачение Петера Вайса, "Литературная газета", 1970, 1 апр. ; Rischbieter
H., P. Weiss, Velber bei Hannover, 1967. И. В. Млеяина.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я