ВАЙШЕШИКА

ВАЙШЕШИКА (от
санскр. вишеша - особенный, отличный), одна из шести ортодоксальных индуистских
систем др. -инд. философии. По традиции, основоположником В. считается Канада,
к-рому приписывается создание осн. произведения этой системы "Вайшешики-сутры"
(окончат, редакция его относится к 1-й пол. 1-го тыс. ). Важным источником
В. является также *Падартха-дхаома-санг-раха" - комментарий к "Вайшешика-сутре".
Наибольшее развитие В. получила в 9-14 вв. в Юж. Индии.


По учению
В., всё существующее включается в 6 категорий - субстанцию, качество, действие,
общее, особенное и присущее, из к-рых главной является субстанция, выражающая
сущность вещи. 9 субстанций (земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство,
душа, ум), наделённые качествами (постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими
свойствами), составляют весь существующий мир. В. придерживается атомис-тич.
точки зрения, согласно к-рой пеовые 4 субстанции представляют собой соединения
атомов (ану) - неизменных протяжённых материальных частиц сферич. формы. Хотя
атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны: первое
движение они получают от невидимой силы - адришты и потом вступают в соединения
под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный мир вечному
циклич. процессу созидания и разрушения. Чувственно воспринимаемый мир существует
во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом
(дхарма).


Лит.: РадхакришнанС., Индийская
(Ьилософчя, пер. сангл., т. 1-2, М.,
1956-57; Keith А. В.,
Indian logic and atomism: an exposition of the Nyaya and Vaice-sika systems,
Oxf., 1921: M i s h r a U., Conception of matter according to Nyaya-Vaicesi-ka,
Allahabad, 1936. E. И. Гостеева.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я