ВАЛИХАНОВ

ВАЛИХАНОВ
Чокан Чингисович (1835, урочище Кушмурун, ныне Семиозёрный р-н Кустанайской
обл. Казах. ССР,-окт. 1865, урочище Алтынэмель, ныне в Талды-Курганской
обл. Казах. ССР), первый казахский учёный, просветитель-демократ, историк,
этнограф и фольклорист. Род. в семье внука хана Аблая. Окончив в
1853 Омский кадетский корпус, служил в Зап. -Сиб. губернаторстве. Участвовал
в ряде экспедиций в Ср. Азию и Китай. В 1858 под видом му-сульм. купца
В. прошёл через Тянь-Шань в жил в Кашгаре, где собирал материалы по этнографии
Вост. Туркестана и истории Алтышара. В 1860-61, живя в Петербурге, близко
познакомился с идеями рус. революц. демократов, общался с представителями
передовой демократич. интеллигенции (Г. Н. Потанин, И. Н. Бе-резин, А.
В. Васильев, А. Н. Бекетов, Ф. М. Достоевский, С. Ф. Дуров).


В. был первым
казах, художником. Исполнил большое количество этнографически точных жанровых,
портретных В пейзажных зарисовок, иллюстрировавших его научные и путевые
дневники. Создал также станковые рисунки и акварели ("Казахи Большой Орды",
"Сар-тай из рода Сары Багиш" и др. ).


Науч. интересы
В. отличались многогранностью. В. оставил ценные исследования по истории
и культуре народов Ср. Азии, Казахстана и Зап. Китая: "Очерки Джунгарии"
(1861), "Киргизы" (так тогда называли казахов; опубл. 1958), "Аблай" (1861),
"Записки о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства" (1904), "Западный
край Китайской империи и г. Кульджа" (опубл. 1958), "О состоянии Алтышара
или шести восточных городов китайской провинции Нан-лу (Малой Бухарин)
в 1858-1859 году", "Выписка из отчета о путешествии в Кашгар поручика Валиханова"
и неопубл. дневники 1854-59. Впервые записал и перевёл на рус. яз. часть
героич. кирг. эпоса "Манос". Большой интерес представляют суждения В. об
особенностях импровизаторского иск-ва акынов, видах песен, ритмике казах,
стиха. В. записал нар. эпич. поэму "Козы-Корпеш и Баян-слу". В. осуждал
произвол казах, феодалов, колонизаторскую политику царизма, пропагандировал
переход казахов к оседлости и земледелию, боролся за преодоление их обществ.
-культурной отсталости путём приобщения к рус. культуре, показывал реакц.
роль религии. В., переоценивая роль просвещения и частичных реформ, полагал,
что правительств, мероприятия могут содействовать переустройству жизни
кочевых аулов. Оставаясь идеалистом в понимании обществ, жизни, В. считал
тем не менее, что конечной целью исторического прогресса является "улучшение...
материального благосостояния", что "... все человеческие побуждения и мотивы
обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий" ("Статьи.
Переписка", А. -А., 1947, с. 42). Идеи В. получили развитие в работах Алтынсарина,
Абая Кунан-баева
и др. казах, просветителей. Портрет стр. 259.


Соч. : Собр.
соч. в пяти томах. [Вступ. ст. А. Маргулана], т. 1 - 4, А. -А., 1961-68-.


Лит.: Сегизбаев
О. А., Мировоззрение Ч. Валиханова, А. -А., 1959; Забелин И. М., Чокан
Валиханов, М., 1956: Чокан Валиханов в воспоминаниях современников, А.
-А., 1964; Чокан Валиханов. Аннотированный указатель литературы. А. -А.,
1967; ФетисовМ. И., Литературные связи России и Казахстана, М., 1956.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я