ВАН ГОГ

ВАН ГОГ (van Gogh) Винсент (Винсент Биллем) (30. 3. 1853, Грот-Зюндерт,
Голландия,-29. 7. 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский живописец. Сын
пастора. В 1869-76 служил комиссионером художественноторговой фирмы в Гааге,
Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876- учителем в Англии. Занявшись изучением
теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую
жизнь шахтёров; защита их интересов привела В. Г. к конфликту с церковными
властями. В 1880-х гг. В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе
(1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге.
В. Г. с увлечением рисует обездоленных людей - шахтёров Боринажа, а позже
- крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он наблюдал в Голландии
в 1881-85. В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создаёт
обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых
горячим сочувствием к простым людям ("Крестьянка", 1885, Гос. музей Крёллер-Мюллер,
Оттерло; "Едоки картофеля", 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам). Развивая традиции
критич. реализма 19 в., прежде всего творчества Ж. Ф. Милле, В. Г.
соединял их с эмо-циональнопсихологич. напряжённостью образов, болезненно
чутким восприятием страданий и подавленности людей.


В 1886-88,
живя в Париже, В. Г. посещает частную студию; одновременно он изучает пленэрную
живопись импрессионистов и япон. гравюру, приобщается к исканиям А. Тулуз-Лотрека,
П. Гогена. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место
сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее
и динамичнее становился мазок ("Мост через Сену", 1887, фонд В. ван Гога,
Амстердам; "Портрет папаши Танги", 1887, Музей Родена, Париж). Переезд В.
Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости. Здесь вполне определилось
своеобразие живописной манеры художника, к-рый выражал своё отношение к миру
и своё эмоциональное состояние, используя контрастные сочетания цвета и свободный
пастозный мазок. Пламенное чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте
и счастью и страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то
в пейзажах, сияющих радостными, солнечными красками юга ("Жатва. Долина Ла-Кро",
"Рыбачьи лодки в Сент-Мари", оба-1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в
зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью
("Ночное кафе", 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и длинных
извилистых мазков наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу
и населяющих её людей ("Красные виноградники в Арле", 1888, Музей изобразит,
иск-в им. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет ("Спальня
ван Гога в Арле", 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). Напряжённая работа В.
Г. в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, к-рая
привела художника к трагич. конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль;
В. Г. попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз
(1890), где кончает жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни
В. Г. отмечено экстатич. одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых
сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений - от исступл. отчаяния
("У врат вечности", 1890, Гос. музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских
порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890, там же) до трепетного чувства
просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890).


Творчество
В. Г. отразило сложный, переломный момент в истории европ. культуры. Оно проникнуто
горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило
с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненномучительные
поиски духовных нравств. ценностей. Отсюда особая творческая одержимость В.
Г., его порывистая экспрессия и трагич. пафос; ими определяется особое место
В. Г. в иск-ве постимпрессионизма, одним из гл. представителей к-рого
он стал.


Илл. см.
на вклейке к стр. 193.


Соч. :
Письма, пер. с голл., Л. - М., 1966.


Лит.: [Новак
Л. ], Ван-Гог, [Прага, 1961]; FailleJ.
-B. de, VincentvanGogh, P., 1939; WeisbachW., VincentvanGogh, Bd
1-2, Basel, 1949-51.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я