ВАН ДЕЙК

ВАН ДЕЙК (van Dyck) Антонис (22. 3. 1599, Антверпен,-9. 12. 1641, Лондон), фламандский
живописец. Сын богатого торговца тканями. С 1609 учился у X. ван Валена,
в 1615-16 уже имел собств. мастерскую, где вместе с др. молодыми художниками
выполнил серию "Головы апостолов". С юных лет В. Д. обратился к портретной
живописи (портрет Я. Вер-мёлена, 1616, Гос. музей, Вадуц). Писал также
картины на религ. и мифологич. сюжеты ("Распятие св. Петра", ок. 1615-
1617, Музей старинного иск-ва, Брюссель; "Юпитер и Антиопа", ок. 1617-18,
Музей изящных иск-в, Гент). Ок. 1618-20 работал помощником у П. П. Рубенса,
испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры.
Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, В. Д. в то же время придавал
героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик ("Иоанн
Креститель и Иоанн Евангелист", 1618, Карт, гал., Берлин-Далем). В кон.
1620- нач. 1621 В. Д. работал при дворе англ, короля Якова I, а затем вернулся
в Антверпен. В произв. этого периода (семейный портрет - илл. см. т. 3,
табл. XVI; портрет Ф. Снейдерса с женой, Карт, гал.,Кассель; "Св. Мартин",
церковь Сен-Мартен, Завентем) определились стремление художника к одухотворённому
изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям
эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. С конца 1621 В. Д. жил
в Италии (гл. обр. в Генуе). В это время он вырабатывает и доводит до совершенства
тип парадного портрета барокко, в к-ром активную роль играют поза,
осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623, Палаццо
Питти, Флоренция). Знакомство с колористич. достижениями венецианской
школы
сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати,
поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью
фона и аксессуаров (парные портреты - старого генуэзца и его жены, Карт,
гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Бриньо-ле-Сале и его жены Паолины Адорно,
Гал. Палаццо Россо, Генуя; портрет дамы с девочкой, Музей старинного иск-ва,
Брюссель). В то же время В. Д. создал остро выразит, образы людей высокого
интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, ок.
1622, Музей старинного иск-ва, Брюссель; мужской портрет, ок. 1623, Эрмитаж,
Ленинград). С конца 1627 до 1632 В. Д. снова жил в Антверпене, в 1630 стал
придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Это период высшего творческого
подъёма В. Д., когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично
соединить индивидуальную психологич. характеристику с торжеств, представительностью
образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Гал. Лихтенштейн, Вена), а в интимных
портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; серия офортов
"Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников. Более
однообразны, хотя иногда очень эффектны, религ. и мифологич. композиции
("Мадонна дель Розарио", начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо;
"Отдых на пути в Египет", кон. 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен).
С 1632 В. Д. работал в Лондоне как придворный художник Карла I, исполнял
много-числ. портреты короля ("Карл I на охоте", ок. 1635, Лувр, Париж),
его семьи ("Дети Карла I", 1637, Виндзорский замок) и знати (портреты Ф.
Уор-тона, Нац. гал. иск-ва, Вашингтон, Дж. Стюарта, Метрополитен-музей,
Нью-Йорк); он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм
англ, дворянства, понятый как проявление утончённой духовной культуры.
В последних работах В. Д. изящество и элегантность становятся навязчивым,
самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и
пестрота; парадный аристократич. портрет приходит к условному и безличному
стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран.


Илл. см. на
вклейке к стр. 288.


Лит.: Лисенков
Е. Г., Ван Дейк, Л., 1926; [С м о л ь с к а я Н. Ф. ], Антонис ван Дейк,
М. -Л.. 1963; Gliick G., Anto-nis van Dyck. Des Meisters Gemalde, 2 Aufl.,
Stuttg. - В., 1931; Puyvelde L. van, Van Dyck, Brux. - Amst., 1950.

Т. А. Седова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я