ВАНКЕЛЯ ДВИГАТЕЛЬ
роторио-порш-невой двигатель внутреннего сгорания (ДВС),
конструкция к-рого разработала в 1957 инж. Ф. Ванкелем (F. Wankel, ФРГ).
Особенность двигателя - применение вращающегося ротора (поршня), размещённого
внутри цилиндра, поверхность к-рого выполнена по эпитрохоиде (см. Трохоида).
Установленный на валу ротор жёстко соединён с зубчатым колесом, к-рое
входит в зацепление с неподвижной шестерней. Ротор с зубчатым колесом как
бы обкатывается вокруг шестерни. Его грани при этом скользят по эпитро-хоидальной
поверхности цилиндра и отсекают переменные объёмы камер в цилиндре (рис.,
а). Такая конструкция позволяет осуществить 4-тактный цикл без применения
спец. механизма газораспределения. Герметизация камер обеспечивается радиальными
и торцевыми уплотнит, пластинами, прижимаемыми к цилиндру центробежными
силами, давлением газа и ленточными пружинами. Смесеобразование, зажигание,
смазка, охлаждение, запуск принципиально такие же, как и у обычного поршневого
ДВС.
Практическое
применение получили двигатели с трехгранными роторами, с отношением r/R
= 2:3 (рис. б), к-торые устанавливаются на автомобилях, лодках и т.п.
Масса игабариты
В.д. в 2-3 раза меньше соответствующих им по мощьности ДВС обычной схемы.
Серийный выпуск двигателей осуществляется в Японии, США, ФРГ.
Двигатель Ванке
ля: а - схема в положении выхлопа; б - зубчатое зацепление; 1 -ротор; 2-вал;
3-водяное охлаждение; 4-корпус; 5 - свеча зажигания; 6 - шестерня; 7 -
зубчатое колесо; 8 - цилиндр.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я