BAH ЯН-МИН
Ван Шоу-жэнь (1472-1528), китайский философ, субъективный идеалист,
последователь Лю Цзю-юаня, утверждавший, что вне сознания нет ни неба,
ни земли. Полемизируя с последователями Чжу Си, считавшими, что
путь к самоусовершенствованию идёт через знание и "исследование вещей",
В. Я. -м. настаивал на том, что существенно не теоретич. познание, а понимание
важнейших нравств. истин, к-рое даётся человеку интуитивно, ибо природа,
данная человеку, чиста и совершенна, и задача в том, чтобы дойти до неё
путём самоуглубления и отказа от эгоистич. желаний, являющихся наносными.
Любой человек может стать мудрецом, если научится следовать голосу своей
природы и объединит познание с действием. Учение В. Я. -м. о единстве познания
и действия по существу отрицает за познанием его собств. сущность и специфич.
функцию, ибо сводит его к волевому акту: "познание - начало действия, действие
- завершение познания". После смерти В. Я. -м. его школа разделилась на
2 течения, одно из к-рых, шедшее в русле конфуцианской традиции, подчёркивало
этич. сторону его учения, другое же сближало выдвинутую им идею интуитивного
познания с буддийским понятием просветления.
Соч. : Ван
Вэнь-чэн гун цюань шу (Поли, собр. соч. ВанЯн-мина), Шанхай, 1936; Instructions
for practical living and other Neo-Confucian writings, transl. by Wing-tsit
Chan, N. Y. - L., 1963.
Лит.: КонрадН.
И., Философиякитайскоговозрождения, вегокн. : ЗападиВосток, М., 1966, с.
231-34; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Prince-ton,
1953; С hang C., The development of Neo-Confucian thought, N. Y., 1957.
В. А. Рубин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я