ВАСИЛЬЕВ

ВАСИЛЬЕВ Фёдор Александрович [10(22). 2. 1850, Гатчина, ныне Ленингр. обл.,
- 24. 9(6. 10). 1873, Ялта], русский живописец-пейзажист. Учился в Рисовальной
школе Об-ва поощрения художеств в Петербурге, пользовался советами И. И.
Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Был близок с И. Н.
Крамским. Исключительно одарённый, В. своей недолгой художеств,
деятельностью оставил глубокий след в рус. иск-ве. В его живописи образы
природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Написанные сияющими,
насыщенными красками, полные упоения чувственной красотой мира, произв.
В. проникнуты одухотворённостью, роман-тич. волнением. Эти черты определились
уже в небольших по размеру пейзажах 1868-69 ("Возвращение стада", "Перед
дождём" - оба в Третьяковской гал. ), запечатлевших жизнь природы в яркие,
эффектные моменты. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными
акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Большое значение
для творчества В. имела его поездка на Волгу совм. с И. Е. Репиным (1870).
Итогом её явились рисунки и живописные произв. ("Вид на Волге. Баржи",
1870, Рус. музей, Ленинград; "Волжские лагуны", Третьяковская гал. ), в
к-рых сказалось пробуждающееся стремление художника к картинной обобщённости
пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирич. переживанию
природы. По возвращении в Петербург В. создал одно из гл. своих произв.
- "Оттепель" (1871, Третьяковская гал. ). Проникнутое тоской и грустью,
навеянными горькими раздумьями о жизни рус. деревни, оно несёт в себе большое
социальное содержание. В 1871 В. заболел туберкулёзом и переселился в Ялту.
В Крыму по старым этюдам и воспоминаниям он написал широкое эпич. полотно
"Мокрый луг" (1872, Третьяковская гал. ). Строгая по композиции картина
поражает свежестью и глубиной цвета, его богатой внутр. градацией; это
- синтетич. образ природы, таящий в себе сложную гамму чувств. Последняя
работа В. - "В крымских горах" (1873, Третьяковская гал. )- отличается
тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном;
образ природы приобретает в ней оттенок геро-ич. величия. В творчестве
В. проявилось свойственное мастерам рус. пейзажной живописи 1860-70-х гг.
стремление сделать пейзаж одухотворённым, выражающим передовые обществ,
идеалы.


Илл. см. на
вклейке к стр. 289.


Лит.: Фёдоров-Давыдов
А., Ф. А. Васильев (1850-1873), М., 1955; М а-льцева Ф. С., Мастера русского
реалистического пейзажа. Очерки, в. 2, М., 1959.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я