ВАСНЕЦОВ

ВАСНЕЦОВ Виктор
Михайлович [3(15). 5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской обл.,- 23.7.1926,
Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Об-ва
поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75),
действит. членом к-рой стал в 1893. С 1878 чл. Товарищества
передвижников.
Посетил
Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы
выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий ("Народная азбука"
Столпянского, изд. в 1867; "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя, изд. в 1874). В
1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными
преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной
и домашней жизни мелких купцов и чиновников, гор. бедноты и крестьян В.
с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему
общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878,-
обе в Третьяковской гал.). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал
произв. на темы нац. истории, рус. былин и нар. сказок, посвятив им почти
полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых рус. художников
обратившись к русскому фольклору, В. стремился придать эпич. характер своим
произв., в поэтич. форме воплотить вековые нар. идеалы и высокие пат-риотич.
чувства. В. создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами"
(1880), "Алёнушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич
на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98), исполненные веры в богатырские
силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской
гал.). С общей направленностью станковой живописи В. 1880- 1890-х гг. тесно
связаны его работы для театра. Отличающиеся нар.-поэтич. складом декорации
и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем
театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова
(в Моск. частной рус. опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам
В.,- пример творческой интерпретации подлинного археол. и этногр. материала,-
оказали большое влияние на развитие русского театр.-декорац. иск-ва в кон.
19 - нач. 20 вв. Пейзажные фоны произв. В. на сказочные и ист. темы, проникнутые
глубоко нац. ощущением родной природы, то замечательные лирич. непосредственностью
её восприятия ("Алёнушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря
Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии рус. пейзажной
живописи. В 1883-85 В. выполнил монументальное панно "Каменный век" для
Ист. музея в Москве, в 1885-96-большую часть росписей Владимирского собора
в Киеве. В росписях Владимирского собора В. пытался внести духовное содержание
и эмоциональность в традиц. систему церк. монументальной живописи, к-рая
во 2-й пол. 19 в. пришла в полный упадок. Живопись В. в зрелый период,
отличаясь стремлением к монументально-декоративному художеств, языку, приглушённому
звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает
позже получивший распространение в России стиль "модерн". В. исполнил
также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба -
в Третьяковской гал.), иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина
(акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены
церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой;
1883), выстроен фасад Третьяковской гал. (1902). В сов. время В. продолжал
работать над нар. сказочными темами ("Бой Добрыни Никитича с семиглавым
Змеем Горынычем", 1918; "Кащей Бессмертный", 1917-26; обе картины - в Доме-музее
В. М. Васнецова в Москве). Лит.: Стасов В. В., Виктор Михайлович
Васнецов и его работы, в его кн.: Статьи и заметки, т. 2, М., 1954; Лебедев
А. К., В. М. Васнецов. 1848-1926, М., 1955; Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая
Н., В. М. Васнецов, М., 1962.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я