ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ
собрания (съезды) иерархов католич. церкви, происходившие в
Ватикане. 1-й В. е. (по счёту католич. церкви - 20-й Вселенский собор)
заседал
с 8 дек. 1869 по 20 сент. 1870. Был созван папой Пием IX в условиях назревавшей
(в процессе объединения Италии) ликвидации Папской обл. и упразднения светской
власти папы; имел целью укрепить авторитет папы, его власть в церкви и
влияние самой церкви. В период подготовки собора и на самом соборе развернулась
острая дискуссия по вопросу о провозглашении догмата папской непогрешимости.
На его провозглашении особенно настаивали иезуиты. В. с. принял: 1) Догматич.
конституцию католич. веры, излагавшую основы католич. вероучения (о боге
- творце мира из ничего, об откровении, о примате веры над разумом, религии
над наукой), подтверждавшую решения
Тридентского собора и предававшую
анафеме всё, что расходится с католич. вероучением (в т. ч. материализм,
рационализм, атеизм); 2) Первую догматич. конституцию церкви Христа, подтвердившую
положение о верховенстве рим. папы в церкви и провозгласившую догмат о
его непогрешимости в вопросах веры и морали. 1-й В. с. прекратил свою деятельность
в связи с занятием Рима итал. войсками и последующей ликвидацией папского
гос-ва. Часть католич. теологов отказалась признать новый догмат (о непогрешимости
папы) и выступила с инициативой образования старокатолической церкви (см.
Старокатолицизм).
2-й В. с. (по
католич. счёту - 21-й Вселенский собор) заседал в 1962-65 (4 сессии, ежегодно
по 2 месяца каждая). Был созван папой Иоанном XXIII (завершил работу при
Павле VI) для "обновления" католич. церкви и приспособления католицизма
к изменившимся в мире условиям. Были приняты решения, касающиеся отношений:
внутри католич. церкви; между христ. церквами и между различными религиями;
католич. церкви к важнейшим вопросам современности. Решения собора по первому
кругу вопросов сводятся преим. к изменениям в организации и культовой практике
церкви для сохранения и усиления влияния религии на католич. массы (богослужение
на местных языках, введение в литургию элементов местных обычаев, использование
церковью прессы, кино, радио н др.). Решения по второму кругу вопросов
направлены к достижению единства с др. христ. церквами. На заключит, заседании
собора Павел VI снял отлучение от церкви константинопольского патриарха,
провозглашённое папским легатом в 1054 и вызвавшее разрыв между католической
и православной церквами (одновременно в православном соборе в Стамбуле
была отменена анафема, к-рой был предан православной церковью в том же
1054 папский легат). Решения 2-го В. с. выражают также стремление к сотрудничеству
с нехрист. церквами. 2-й В. с. принял конституцию "О церкви в современном
мире" ("Gaudium et spes"), в к-рой развиваются осн. положения совр. социальной
программы католич. церкви, пропагандируются идеи бурж. реформизма - смягчения
противоречий капитализма в целях его укрепления. В то же время в конституции
говорится, что "все люди, верующие и неверующие, должны способствовать
правильному строительству этого мира", н положительно оценивается диалог
с марксистами. Учитывая волю народов к миру, В. с. осудил тотальную войну,
призвал к отказу от гонки вооружений, к решению спорных вопросов между
гос-вами путём переговоров. Происходившая на соборе острая борьба между
"обновленцами" и "консерваторами" по проблемам современности и по вопросу
о приспособлении католич. церкви к изменившейся междунар. обстановке сказалась
на решениях 2-го В. с.- на них лежит печать компромисса и непоследовательности.
Лит.: Мчедлов
М., Под сводами собора св. Петра, М., 1964; фальконн К., Ватиканский собор
н причины его созыва, пер. с птал.. М.. 1964; Шейнман М. М., От Пия IX
до Иоанна XXIII. Ватикан за 100 лет, М., 1966, с. 145 - 87: Вопросы научного
атеизма, в. 6 (11 Ватиканский собор), М., 1968. М. М. Шейнман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я