ВАТТО

ВАТТО (Watteau)
Антуан (Жан Антуан) (крещён 10.10.1684, Валансьенн, франц. Фландрия,-18.7.1721,
Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский живописец и рисовальщик. Сын
кровельщика. Ок. 1702 приехал в Париж, в юности работал как копиист. Сближение
с живописцами К. Жилло и позднее с К. Одра-ном способствовало развитию
интереса В. к театру и декоративному иск-ву. В Люксембургском дворце В.
изучал картины П. П. Рубенса, чьё наследие на рубеже 17-18 вв. способствовало
освобождению франц. художеств, школы от догм академизма, насаждавшихся
в 17 в. Ш. Лебреном. В 1717 В. получил звание академика за большую картину
"Паломничество на остров Киферу" (Лувр, Париж). В 1719-20 посетил Англию.


Творч. устремления
В. положили начало новому этапу в развитии франц. живописи, графики и декоративного
нск-ва. Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи
17 в., В. обращался к изображению современной ему жизни ("Бивак", Музей
изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва; "Савояр с сурком", 1716, Эрмитаж,
Ленинград), в к-рое вносил особую интимность и лирич. взволнованность.
В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов
- театральные сцены и "галантные празднества". Важную роль в творч. методе
В. играло поэ-тич. воображение; внутр. жизнь его персонажей раскрывается
в особой сфере влечения в мир мечты, причудливо переплетающегося с обращением
к лирич. отзывчивости зрителя. В. впервые воссоздал в иск-ве мир тончайших
душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порождённых ощущением
несоответствия мечты и реальности. Персонажи картин В.- постоянно повторяющиеся
типы, но за их галантной игрой, под маской актёра кроется бесконечное многообразие
оттенков поэтич. чувства. В лирич. сценах В., чаще всего представляющих
группы фигур на лоне природы, тончайшим градациям чувств созвучна эмоциональность
пейзажа. Группы и персонажи многофигурных сцен развивают в различных вариациях
общую лирич. тему. Певучесть и прихотливость композиц. ритма проявляется
в тонко уловленных движениях и жестах. Богатство эмоциональных оттенков
воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний, трепетной игре красочных
нюансов, вибрирующих, изменчивых мазков.


Расцвет творчества
В. был непродолжителен. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины
"Венецианский праздник" (Нац. галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви"
и "Общество в парке" (Карт, гал., Дрезден), "Радости жизни" (собр. Уоллес,.
Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк),
"Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена" (Карт, гал., Берлин-Далем). В. не датировал
свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно
тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (ок. 1709 и позже) к просветлённому
золотистому колориту "Паломничества на остров Киферу" (1717), а в последние
годы - к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластич. определённости
форм ("Вывеска Жерсена", 1720).


Поэтич. очарование
отличает и рисунки В., выполненные обычно сангиной либо в три цвета (итал.
карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его острой наблюдательности
и глубоком изучении натуры. В рисунках запечатлены разнообразные типы франц.
общества, переданы тончайшие оттенки эмоций; лёгкие штрихи и волнистые
линии воссоздают нюансы пластич. формы, движение света, впечатление воздушной
среды.


Творчество
В. открыло новые пути к художеств, познанию совр. жизни, к обострённому
восприятию лирич. настроений и поэзии природы; по своему содержанию оно
шире и богаче иск-ва рококо, в развитии к-рого наследие В. (особенно его
орнаментальные панно) сыграло важную роль. Портрет стр. 331.


Лит.: Алпатов
М. В., Ватто, в его кн.: Этюды по истории западноевропейского искусства,
2 изд., М., 1963; Чегодаев А. Д., Антуан Ватто, М., 1963; Немилова И. С.,
Ватто и его произведения в Эрмитаже, Л., 1964; Adhemar H., Watteau, sa
vie-son ceuvre, P., 1950; Parker К. Т., Mathey J., Antoine Watteau. Catalogue
complet de son ceuvre dessine, v. 1-2, P., 1957. О. К. Золотое.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я