ВАХТАНГОВ
Евгений
Багратионович [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, - 29.5.1922,
Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913)
театральной т. н. Студенческой драматической (в дальнейшем "Мансуровской")
студии, к-рая в 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 - Театром им. Евгения
Вахтангова. В. родился в семье владельца табачной ф-ки. В 1903 поступил
в Моск. ун-т на естеств. ф-т (затем перешёл на юридический). С 1901 участвовал
в любительских драматич. кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал
сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре
во владикавказской газ. "Терек". В 1909 поступил в Москве в театр, школу
А. И. Ада-шева (его учителями были Л. А. Сулер-жицкий, В. В. Лужский, Л.
М. Леонидов, В. И. Качалов), по окончании к-рой в 1911 был принят в число
сотрудников МХТ. Участвовал в спектаклях: "Живой труп" Л. Н. Толстого (Цыган),
"Синяя птица" Метерлинка (Сахар), "Гамлет" Шекспира (Второй актёр), "Мысль"
Андреева (Крафт) и др. В. стал активным проводником идей и системы К. С.
Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность
сценич. формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя
в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных В. ролях
(Текльтон в "Сверчке на печи" по Диккенсу, 1914; Шут в "Двенадцатой ночи"
Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ:
"Праздник мира" Гауптмана (1913), "Потоп" Бергера (1919, играл роль Фрезера).
С первых лет
Сов. власти В. искренно и горячо откликнулся на требования ре-волюц. эпохи.
Осознавая новую высокую ответственность художника, В. утверждал, что театрам
"...на до резко изменить что-то в своей жизни", что художник должен творить
вместе с народом: "ни для него, ни ради него, ни вне его, а вместе с ним"
(Записки. Письма. Статьи, 1939, с. 199 и 201). В 1919 В. возглавил режиссёрскую
секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью
развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность В.
Намеченная ещё в "Потопе" тема античеловечности буржуазно-мещанского общества
получила развитие в сатирич. образах "Свадьбы" Чехова (1920) и "Чуда святого
Антония" Метерлинка (2-я сценич. редакция, 1921), поставленных в его Студии.
Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного
жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных
постановках - "Эрик XIV" Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), "Гадибук"
Ан-ско-го (еврейская студия "Габима", 1922). Стремление В. к поискам "современных
способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально" (там
же, с. 258), нашло блестящее воплощение в его последней постановке-пронизанный
духом светлого жизнеутверждения спектакль "Принцесса Турандот" Гоцци (3-я
Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко
и др. театр, деятелями как крупнейшая творч. победа, обогащающая
иск-во сцены,
прокладывающая новые пути в театре. Основополагающими для режиссёрского
творчества В. были: идея неразрывного единства этич. и эсте-тич. назначения
театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее
содержанию драматич. произведения, его художеств, особенностям, определяющее
неповторимую сценич. форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие
в иск-ве учеников и последователей В.- режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е.
Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчано-ва и др.
Соч.: Записки.
Письма. Статьи, М.- Л., 1939.
Лит.: 3ахава
Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.); Зограф Н., Вахтангов,
М.- Л., 1939; Херсонский X., Вахтангов, М., 1963; Беседы о Вахтангове.
Записаны X. П. Херсонским, М.-Л., 1940; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки
Вахтангова, М., 1957; Евг.Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.);
Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959. Б. И. Ростоцкий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я