ВЕБЕР

ВЕБЕР
(Weber) Макс (21. 4. 1864, Эр-фурт,- 14. 6. 1920, Мюнхен), немецкий социолог,
историк, экономист и юрист. Проф. в Берлине, Фрейбурге, Гейдель-берге,
Мюнхене. Диапазон науч. деятельности В. очень широк: агр. история древнего
мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19
в., социология религии и методология обществ, наук. В целом для творчества
В. характерна эволюция от историкоэкономич. проблематики к вопросам общей
социологии. В. испытал значит, влияние позитивизма, неокантианства, философии
жизни.
Филос. позиция В. представляет собой попытку синтеза позитивных,
с точки зрения В., положений этих теорий, гл. обр. кантианства с нек-рыми
элементами, заимствованными из марксизма. В отличие от психологизирующей
методологии истории В. Дилыпея и идиогра-физма Г. Риккерта, в
теории социологич. познания В. придавал большое значение единству принципа
причинности и теории "понимания". Задача социологии, по В., дать "понимание",
интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Эта интерпретация
должна быть проверена эмпирически и сама является частью причинного объяснения
индивидуального события. В. даёт типологию индивидуальных социальных действий
по степени их осмысленности. В методологии социальных наук В. выдвинул
теорию идеальных типов как средство объяснения и обобщающего изучения индивидуальных
ист. явлений. Идеальные типы являются абстрактными конструкциями, мысленными
построениями возможного протекания процесса, создаваемыми учёным в качестве
исследовательского средства. В теории идеальных типов В. ставит важные
вопросы соотношения эмпирич. и теоретич. уровней познания, пытается дать
анализ процесса образования науч. абстракций. В свете логики науки процесс
конструирования идеального типа сходен с процессом создания идеализированной
абстракции, а идеальный тип в целом - с идеальной моделью. Однако в гносеологич.
аспекте идеальный тип В. является идеалистич. интерпретацией модели и процесса
её создания.


Свои методологич.
принципы В. применил в теории происхождения "современного зап. -европ.
капитализма". На основе сравнит, анализа в ряде работ ("Протестантская
этика и дух капитализма", 1904, и др. ) "хозяйств, этики" различных религий
(протестантизма, конфуцианства, буддизма и др. ) В. утверждал, что капитализм
мог возникнуть впервые только на Западе вследствие распространения здесь
протестантизма и в особенности кальвинизма, "хозяйственная этика" к-рого,
по В., наиболее соответствовала "духу капитализма". Решая вопрос о взаимодействии
религ. идеологии и со-циальноэкономич. структуры общества, В. пытался "преодолеть"
марксистскую теорию базиса и надстройки и представлял религию самостоят,
активной силой, определяющей возникновение капитализма. В своей теории
социальной структуры В. наряду с классами выделял статусные группы, связанные
с обладанием социальным престижем, с особым стилем жизни, и группы власти,
наиболее чётким выражением к-рых он считал политич. партии. По В., статусные
группы полностью автономны по отношению к классовому делению общества.
В. принадлежит также теория бюрократии, авторитета и власти.
В. оказал значит, влияние на развитие совр. бурж. социологии.


Будущее капитализма
В. рассматривал пессимистически. Марксистские идеи о социалистич. преобразовании
общества он считал реальной угрозой существованию зап. капитализма. С позиций
националлиберализма В. критиковал внеш. и внутр. политику кайзеровской
Германии, считая необходимым проведение ряда реформ и замену кайзеровского
режима бурж. парламентарной республикой.


Соч. : Gesammelte
Aufsatze zur Religions-soziologie, Bd 1 - 3, Tubingen, 1920 - 21; Gesammelte
Aufsatze zur Wissenschaftslehre, Tubingen, 1922; Wirtschaft und Gesellschaft,
Tubingen, 1956; Gesammelte politische Schrif-ten, Tubingen, 1958; врус.пер.
- Город, П., 1923; История хозяйства, П., 1923; Аграрная история древнего
мира, М.. [1925].


Лит.: Данилов
А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии
конца 19 - начала 20 вв., М., 1958, с. 96 - 105; Кон И. С., Позитивизм
в социологии, Л., 1964, гл. 5; В е n d i x R. intellectual portrait, N. Y., 1960. P. П. Девяткова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я