ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ , религ. верования древних индийцев периода разложения первобытнообщинного
строя и складывания классового общества, нашедшие отражение в древнейших
инд. лит. памятниках - Ведах. Осн. чертами В. р. было обожествление
сил природы, анимизм и первобытная магия. Гл. богами в В. р. были бог неба
Варуна, богиня матери-земли Притхиви; боги солнца под именами Сурья, Савитар,
Митра, Вишну, Пушан; бог луны Сома; бог бури Рудра; бог-громовержец Индра;
бог огня Агни и др. Матерью богов почиталась богиняАди-ти. Боги, по представлению
индийцев, находились в постоянной войне со злыми демонами асурами. Боги
и демоны, почти без исключения, почитались непосредственно как явления
природы. С ростом имуществ. и обществ, неравенства боги стали олицетворять
не только природу, но и обществ, силы, напр. Индра стал выступать как царь
богов и как бог войны, Варуна - как блюститель порядка. В. р. стала освящать
обществ, неравенство людей.


Культ богов
заключался в жертвоприношениях, сопровождаемых произнесением гимнов богам
и магич. формул, выражавших просьбу к божеству. Жрецы образовали отд. сословие
- варну брахманов. Нек-рые положения В. р. (священный характер Вед,
избранность высших варн, культ богов Вишну, Рудры-Шивы и др. ) сохраняются
и в совр. индуизме. Поздне-ведич. религию часто называют брахманизмом.


Лит.: Пятигорский
А. М., Материалы по истории индийской философии. М., 1962; Бонга р д -
Л е ви н Г. М., И л ь-и н Г. Ф., Древняя Индия, М.. 1969, гл. 6; РадхакришнанС.,
Индийскаяфилософия, пер. сангл., т. 1, М., 1956; Keith А. В., Religion
and philosophy of the Veda and Upanishads, Camb. - L., 1925 (Harvard oriental
series, v. 31 - 32). Л. М. Осипов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я