ВЕЕР
,
опахало, известен с древности в странах с жарким климатом (Египет, Индия,
Китай и др. ). Первоначально В. служили листья пальм, лотосов и др. Форму
листьев в дальнейшем приняли В. плетёные (распространены в Полинезии, Индонезии,
у народов Юж. Америки, Африки и др. ), деревянные, металлические и В. из
ткани или бумаги, натянутой на твёрдую раму. Последние особенно характерны
для Японии и Китая, где В. являлся важнейшей принадлежностью быта, религ.
и придворных церемоний; позднее там появились складные В. (из отд. пластинок,
к-рые скреплены у основания штифтом, а в верх, части соединены лентой,
тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенными дугообразно и позволяющими
раскрывать В. до формы полукружия). Этот тип В. был перенесён в Европу
(где ранее преобладали В. твёрдые и из перьев) и получил наибольшее распространение
в 17 - 19 вв. во всех европ. странах. Наряду с простыми В., употреблявшимися
в повседневном быту, создавались нарядные, часто высокохудожеств. В. из
ценных материалов (слоновой кости, панциря черепахи, перламутра, драгоценных
металлов, страусовых перьев, шёлка, кружев и др. ), украшенные тончайшей
резьбой, инкрустацией, эмалью, драгоц. камнями, вышивкой, росписью. В создании
уникальных В. участвовали известные художники (напр., Ф. Буше, А. Ватто,
Н. Ланкре во Франции) и ювелиры. Материал и характер украшения В. менялись
в соответствии со сменой эпох, стилей и моды. Илл. см. т. 1, табл. XLVI.
Илл. см. на
вклейке, табл. XXIV (стр. 224-225).
Лит.: Тройницкий
С. Н., Каталог вееров XVIII века. П., 1923; Percival М. I., The fan book,
L., 1920: The fan. Catalogue of an exhibition held in Copenhagen. 1957,
under auspices of Societeten Haand-arbejdets Fremme..., [Cph., 1957].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я