ВЕЛАСКЕС
собств. Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velasquez)
Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья,-6. 8. 1660, Мадрид), испанский живописец.
Сын небогатого дворянина. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у
Ф. Пачеко (1610-16). В 1617 получил звание мастера. До 1623 работал в Севилье,
писал "бодегонес" (исп. bodegon - харчевня) - сцены из нар. быта ("Завтрак",
ок. 1617, Эрмитаж, Ленинград; "Водонос", ок. 1620, Музей Уэллингтона, Лондон).
Живопись плотным слоем непросвечивающих красок, контрастное освещение фигур,
придвинутых к переднему плану композиции, интерес к точной фиксации внешних
особенностей натуры сближают эти работы с традициями М. Караваджо. Порой
В. вводит в бытовую сцену религ. сюжет как самостоят, мотив ("Христос в
доме Марфы и Марии", ок. 1622, Нац. гал., Лондон). Уже в этих ранних произв.
В., обратившись к кругу явлений, новых для исп. живописи, создал меткие
характеристики нар. типов.
В сер. 1623
В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Совершенствованию
мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями,
богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а
также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (кон. 1628 -
нач. 1629) и поездка по Италии (кон. 1629 - нач. 1631). Вместе с тем и
взгляд В. на мир становился всё более проницательным. Художник смело порывал
с присущими искусству его времени условностями, постигая жизнь с её реальными
связями. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего
смысла. В картине "Вакх" (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне
пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Между образами огрублённых
жизнью бродяг и антич. божества нет непреодолимой дистанции. Их объединяют
общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. "Кузница Вулкана"
(1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому
к натуре, и естественности поведения её несколько простодушных героев.
Картиной "Сдача Бреды" (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европ.
историч. живописи на тему совр. действительности. Реальный эпизод испанонидерл.
войны даёт повод В. показать воюющие стороны во всей сложности их взаимоотношений.
Ритмич. строй композиции, группировка фигур, лес копий над йен. войском
указывают соотношение сил, решившее исход битвы. Высокая мера объективности,
с к-рой охарактеризованы участники события, позволяет остро ощутить контраст
между изысканными испанцами и грубоватыми голландцами - представителями
молодой страны и новых социальных сил. Сцена передачи ключей от г. Бреды
- смысловой узел картины, утверждающей за побеждённым право на уважение,
а за победителем - на великодушие.
И. Н. Векуа.
С. А. Векшинский.
Д. Веласкес.
Автопортрет. Фрагмент картины "Лас Ме-нинас" (1656. Прадо. Мадрид).
Одновременно
с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную
галерею представителей исп. общества: конные парадные портреты (герцога
Оливареса, инфанта Бальтасара Карлоса; оба - 1634-35, Прадо), поясные или
погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, ок.
1632, Карт, галерея, Дрезден; герцога Оливареса, ок. 1638, Эрмитаж; дамы
с веером, ок. 1648, собр. Уоллес, Лондон; Хуана Парехи, 1650, собр. Раднор,
Солсбери), серия портретов инфант (Художественноист. музей, Вена; Прадо;
Лувр, Париж). Жизнь при дворе научила В. проникать в глубины человеч. характера,
скрытые под маской высокомерия и холодной любезности, улавливать затаённые
движения души. Он скуп в выборе изобразит, средств, предельно сдержан в
выражении эмоций. Художник накапливает и синтезирует в портрете свои наблюдения,
ничего не утрируя, словно предоставляя другим судить об изображённом. Он
почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. Чаще всего
нейтральный фон, приобретающий особую глубину и воздушность благодаря соотношению
валёров, тёмные тона одежд направляют осн. внимание зрителя на ровно освещённые
лица. Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное
отношение к окружающему. Поэтому портреты В. так же не однозначны и так
же не похожи друг на друга, как и живые люди. При общей сдержанности цветовой
гаммы В, для каждого портрета находит неповторимые изысканные сочетания
тончайших оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого, придающих
образам индивидуальный эмоциональный строй.
В ряду портретных
образов В. привлекают особое внимание изображения придворных шутов и карликов
(портреты т. н. Хуана Австрийского, Эль Бобо из Корин, Эль Примо, мальчика
из Вальескаса, Себастьяна Мора и др. ; все - 1631-48, Прадо). Мудрая непредвзятость
в подходе к жизни позволяет ему в этих людях, часто обиженных природой,
обнаружить присущие им человеческие качества. Необычайно тонко и точно
разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы
Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим)- эмоциональный ключ образа,
жестокой правдивости к-рого устрашился сам папа. Этот портрет был написан
В. вовремя его второй поездки в Италию (кон. 1648 - сер. 1651). Там же
(или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил "Венеру с зеркалом" (1651,
Нац. гал., Лондон). Необычный композиц. приём (лицо Венеры видно только
в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского
тела - гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. К этому
же периоду относятся и два пейзажа В. (оба - * Вилла Медичи", 1650-51,
Прадо), в к-рых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся
этюдности письма создал целостные образы природы.
В последние
годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: "Лае Менинас"
("Фрейлины", 1656) и "Пряхи" (первонач. назв. - "Миф об Арахне", 1657)
- обе в Прадо. В "Лас Менинас" художник изобразил на первом плане инфанту
Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом - себя за мольбертом
в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение к-рой видно
в зеркале в глубине зала. В. смело раздвинул пространство композиции: король
и королева воспринимаются как бы находящимися перед картиной, в среде её
зрителей, к-рые становятся, в свою очередь, участниками изображённой сцены.
Частный эпизод придворного быта предстаёт здесь как один из моментов общего
течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Пленительная красота
и живописное многообразие реальности воплотились в общем серо-жемчужном
колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми,
тёмносерыми, коричневатыми прозрачными мазками. В ином, более мажорном
живописном ключе написаны "Пряхи" - сцена в королевской мастерской ковров
с фигурами прях на первом плане. Придворные дамы в глубине ярко освещённой
комнаты любуются ковром, изображающим миф об Арахне - ткачихе, превзошедшей
в мастерстве богиню Афину. Окутанные золотистой пылью фигуры прях воспринимаются
по контрасту со светлым фоном особенно рельефно, в частности - фигура молодой
пряхи справа, полная живой подвижности и энергии. Красота народа, его созидат.
сила - лейтмотив картины.
В поздних произв.
В. с наибольшей полнотой сказались особенности его творч. метода: глубочайшее
постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность
её образнопла-стич. воплощения, при к-ром все элементы художеств, формы
выступают в нерасторжимом единстве. В. писал без предварит, набросков,
прямо на холсте, сливая воедино непосредств. впечатления от натуры, строгую
продуманность композиции, свободу кисти и органичность всей живописной
системы, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе
с тем широкого обобщения. Творчество В. - вершина исп. живописи 17 в. и
одно из ярчайших явлений мирового реалистич. иск-ва.
Илл. ем. на
вклейке к стр. 368-369.
Лит.: Малицкая
К. М., Веласкес (1599 - 1660), М. - Л., 1939; Каптерева Т. П., Веласкес,
М., 1961 (библ. ); К е-менон В. С., Картины Веласкеса, М.. 1969: Lopez-Rey.
J., Velasquez. A catalogue raisonne of his oeuvre, L., 1963; Camon Aznar
J., Velazquez, Madrid, 1964. Т. П. Каптерева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я