Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ



Философия. Более
чем за тысячелетнюю свою историю философия в В., выражая нац. самобытность,
развивалась вместе с тем в тесной взаимозависимости с филос. мыслью других
европ. стран, активно участвуя во всемирноисторич. процессе эволюции филос.
идей. Характерная черта англ, философии - её ориентация на эмпирич. знание
(номинализм, эмпиризм), на чувственный внешний опыт (сенсуализм).


Большую
роль сыграли англ, философы уже в становлении и развитии ср. -век. европ.
философии. Первым ср. -век. философом был привлечённый ко двору Карла Великого
англо-сакс Алкуин (ок. 735-804), придерживавшийся оогослов-скофилос.
традиции христ. теолога Августина. Первая филос. система, разработанная в
раннем средневековье, была создана в 9 в. уроженцем Ирландии Иоанном Скотом
Эриугеной, нек-рое время находившимся при дворе Карла Лысого в Париже. Взгляды
этого философа, выражающие пантеистич. неоплатонизм, оказали влияние
на развитие антисхола-стич. тенденции в ср. -век. философии. В отличие от
него, Ансельм Кентерберийский (11-12 вв. ), придерживавшийся августинианской
традиции, принимал веру как предпосылку рационального знания. Ему принадлежит
т. н. "онтологическое доказательство" бытия бога, сыгравшее большую роль в
последующей христ. теологии. Из англ, схоластов раннего средневековья следует
отметить также Иоанна Солсберийского - автора первого в эту эпоху очерка истории
философии; в его взглядах обнаруживаются зачатки понимания познават. опыта
и эксперимента. Особое место в ср. -век. англ, философии занимает Роджер Бэкон,
оксфордский учёный, поглощённый изучением естествознания и математики. Опытное
знание, эксперимент и математика чётко выдвигаются им на передний план. Его
учение уже в 13 в. предвосхищало грядущий поворот от схоластич. толкования
книг к наблюдению над природой, однако его собств. исследования в области
оптики, астрономии и математики сочетались с астрологич. и алхимич. суевериями.
Гл. фигуры в англ, философии периода расцвета схоластики - Иоанн Дуне Скот
(шотландец по происхождению) и его ученик Уильям Оккам. Влияние обоих выходило
далеко за пределы Англии. Дуне Скот выступил как решит, противник учения систематизатора
схоластики Фомы Аквинского. Поставленный им вопрос о способности материи мыслить,
хотя и решался теологически, стимулировал, однако, последующую филос. мысль
в направлении материализма. Характерной чертой его схоластич. учения было
признание первенства воли по отношению к разуму, способствовавшее развитию
в дальнейшем волюнтаризма. Позицию схоластич. номинализма занимал глава
и основатель этой школы - Оккам. "Номинализм был одним из главных элементов
у английских материалистов и вообще является первым выражением материализма"
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Познание, согласно этому
учению, должно исходить из конкретных единичных вещей и основываться на чувств,
опыте. Сам Оккам высказал естественнонауч. гипотезы в области механики и астрономии,
предшествовавшие открытию законов тяготения, инерции и небесной механики.
В целом его учение предвещало закат схоластич. философии.


Особое
место в истории обществ, мысли периода разложения феодализма и первоначального
накопления капитала занимает Томас Мор. Социальная утопия Мора нарисовала
несбыточный для той историч. эпохи идеал грядущего социа-листич. общества
(см. Утопический социализм).


Переходу
от феодализма к капитализму сопутствовал крутой поворот в истории англ, философии.
В 17 в. Ф. Бэконом было положено начало чёткой мате-риалистич. традиции: "Настоящий
родоначальник английского материализма... - это Бэкон" (там же). В противоборстве
с теологич. догматизмом и схоластич. казуистич. дедукцией он выдвинул программу
обновления наук, создал их классификацию и разработал индуктивную методологию
науч. познания. У его последователя Т. Гоббса материализм принял механистич.
форму, соответствовавшую характеру естествознания того времени. Продолжая
материа-листич. линию, Дж. Локк всесторонне разработал сенсуалистич. теорию
познания, однако господствующая в его учении материалистич. тенденция сочетается
с идеалистической, субъективистскими положениями - учением о "вторичных качествах",
об истине как соотношении идей и др.


Антирелиг.
устремление англ, материализма 17 в. продолжил деизм 18 в. Уже Э. Чербери
поставил задачу, диаметрально противоположную задачам схоластич. философии,-
сделать разум критерием веры. Г. С. -Дж. Болингброк, А. Коллинз, М. Тиндаль,
а в особенности явные материалисты Дж. Толанд, Д. Гартли и Дж. Пристли углубили
эту тенденцию, используя деизм как наиболее "... удобный и лёгкий способ,-
по словам К. Маркса и Ф. Энгельса,- отделаться от религии" (там же, с. 144).


Идеалистич.
тенденция, противоборствующая материализму, нашла своё выражение в субъективноидеалистич.
направлении Дж. Беркли и в скептицизме Д. Юма.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я