ВЕНЕЦИАНОВ
Алексей
Гаврилович [7(18). 2. 1780, Москва,-4(16). 12. 1847, с. Поддубье Тверской
губ.], русский живописец, один из основоположников бытового жанра в рус. живописи,
акад. петерб. АХ (1811). Учился у В. Л. Боровиковского, служил в Петербурге
чиновником (с 1807). В ранний период писал интимные лирич. портреты; нек-рые
из них своей эмоциональностью близки романтизму (портреты А. И. Бибикова,
1805-08, Русский музей, Ленинград, М. А. Фонвизина, пастель, 1812, Эрмитаж,
Ленинград). В кон. 1807 подготовил 4 офорта ("Вельможа" и др.) для предпринятого
им издания "Журнала карикатур на 1808 год в лицах" - первого в России иллюстративного
юморис-тич. листка, к-рый был запрещён цензурой за сатиру на бюрократизм и
развращённость чиновной знати. В период Отечественной войны 1812 выступил
о карикатурами на французов и дворян-галломанов. Одновременно создал ряд жанровых
рисунков, запечатлевших эпизоды гор. уличной жизни и дворянского быта. С 1819,
оставив службу, поселился в дер. Сафонково Тверской губ., где стал писать
сцены сельского быта и портреты-типы крестьян ("Очищение свёклы", пастель,
до 1822, "Гумно", ок. 1821-23, "Утро помещицы", 1823, "Спящий пастушок".,
1823-24, - все в Русском музее; "На пашне. Весна", 1820-е гг., "На жатве.
Лето", 1820-е гг., "Голова старика-крестьянина", 1825, "Захарка", 1825, "Крестьянка
с васильками", 1820-е гг.,- все в Третьяковской гал.). Темы и персонажи этих
произв., а также и сам метод их создания - путём углублённой работы с натуры
- противоречили установкам АХ и сыграли решающую роль в становлении нового
художеств, направления, в основе к-рого лежало стремление к правдивому отражению
жизни. Такая направленность интересов В. была связана с демократич. воззрениями
передовой части рус. общества периода 1810- 1820-х гг. Стремясь увидеть в
действительности не только характерное, но и прекрасное, В. в своих картинах
создаёт отмеченный чертами идеализации поэтический образ крест, жизни, воспевает
красоту труда и природы. Крестьян, изображённых В., отличают человеческое
достоинство, благородство, простота; порой в их внеш. облике сохраняются черты
той идеальной красоты, к-рую утверждал в иск-ве классицизм. Лирический пейзаж,
играющий значит, роль в картинах художника, тонко передаёт своеобразную прелесть
среднерус. природы. Изображая человека в реальной жизненной среде, В. придавал
также большое значение работе живописца на открытом воздухе. Это позволило
ему высветлить палитру, сделать её способной передавать оттенки цвета при
рассеянном дневном освещении. С 1830-х гг., в сложной обстановке нарастающих
социальных противоречий рус. жизни, творчество В. постепенно утрачивает передовой
характер. Большую роль сыграла педагогическая деятельность В. (см. Венецианов-ская
школа). Илл. см. на вклейке к стр. 353.
Лит.: Савинов
Л. Н., А. Г. Венецианов, Жизнь и творчество, М., 1955; Алексеева Т. В., Венецианов
и развитие бытового жанра, в кн.: История русского искусства, т. 8, кн. 1,
М., 1963, с. 546-98.
М. М. Ракова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я