ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА живописи, одна из главных живописных школ Италии. Пережила наибольший
расцвет во 2-й пол. 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда Венеция была
богатой патрицианской республикой, крупным торг, центром Средиземноморья.
Осознание чувственной полноты и красочности земного бытия, свойственное эпохе
Возрождения, нашло в живописи В. ш. яркое художеств, выражение. В. ш. выделяют
преобладание живописных начал, совершенное владение пла-стически-выразит.
возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита.


Начало развития В. ш.
относится к 14 в., когда для неё характерно переплетение визант. и готич.
художеств, традиций. Произведениям Паоло и Лоренцо Венециано присущи плоскостность
изображений, отвлечённость золотых фонов, декоративная орнаментальность. Однако
уже их отличает праздничная звучность чистых красок. В сер. 15 в. в В. ш.
появляются ренессансные тенденции, усиленные проникавшими через Падую флорентийскими
влияниями. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (сер. и 2-я
пол. 15 в.) - братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини
и Витторе Карпаччо - нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистич.
изображению окружающего мира, передаче пространства и объёма; традиц. религ.
сюжеты становятся поводом для увлечённого подробного рассказа о красочной
повседневной жизни Венеции. Особое место занимает декоративно-утончённое готи-зирующее
иск-во К. Кривелли. В творчестве Антонелло да Мессина, принесшего в Венецию
технику масляной живописи, и особенно Джованни Беллини намечается переход
к иск-ву Высокого Возрождения. Наивная повествователь-ность уступает место
стремлению к созданию обобщённой, синтетич. картины мира, в к-рой полные этич.
значительности, величественные человеческие образы выступают в естеств. гармонич.
связи с поэтически одухотворённой жизнью природы. Известная графич. сухость
живописи сер. 15 в. сменяется у Джованни Беллини более мягкой и свободной
живописной манерой, гармонически целостной цветовой гаммой (см. Гамма красочная),
основанной на тончайших градациях света и цвета, воздушности светотеневой
лепки. В творчестве Джованни Беллини складываются классич. формы ренессансной
алтарной композиции. В. ш. достигает своей вершины в 1-й пол. 16 в. в творчестве
Джорджоне и Тициана, поднявших на новую ступень художеств, завоевания венецианских
мастеров 15 в. В произв. Джорджоне находит классич. выражение тема гармонич.
единства человека и природы. В его исполненных лирич. созерцательности жан-рово-пейзажных
станковых композициях идеально-прекрасные, гармонич. образы людей, мягкая
светоносная цветовая гамма, богатая воздушными переходами тонов, текучесть
и музыкальность ком-позиц. ритмов создают ощущение возвышенной поэзии и чувств,
полноты бытия. В многогранном, полном мужеств. жизнеутверждения творчестве
Тициана находят наиболее полное выражение свойственные В. ш. красочное полнокровие
и жизнерадостность образов, сочная чувственность живописи. Его наполненным
бурной жизненной динамикой ре-лиг, и мифологич. композициям, пейзажам присуще
исключит, богатство ясной и звучной, эмоционально насыщенной цветовой гаммы,
гармонически объединённой тёплым золотистым тоном. Особое место занимают портреты
Тициана со свойственной им яркой обрисовкой внутренне сложных, но целостных
человеческих характеров.


Взятие турками Константинополя
в 1453 приводит к постепенному падению торг, могущества Венеции. С сер. 16
в. наступление распространившейся по Италии феодально-католич. реакции вызывает
кризис жизнеутверждающего ренес-сансного мировоззрения. В поздних произв.
Тициана появляются драматизм, острота раскрытия сложных психологич. конфликтов;
исполненная скрытого внутр. горения сумрачная цветовая гамма, свободная, экспрессивная,
пастозная манера живописи приобретают исключит, силу эмоциональной выразительности.
Однако в ещё сохраняющей свою независимость и богатство Венецианской республике
традиции иск-ва Возрождения удерживаются дольше, чем в др. частях Италии.
В работах мастеров позднего венецианского Возрождения (2-я пол. 16 в.) виртуозность
воспроизведения красочного богатства мира, любовь к пышным, праздничным зрелищам,
изображению нарядной многоликой толпы соседствуют с драматич. ощущением динамики
и бескрайности природы, наполненной стихийными космич. силами, яркости духовных
порывов больших человеческих масс (огромные по размерам декоративные полотна
и фрески Паоло Веронезе, циклы картин Якопо Тинторетто). В сценах сел. жизни
крупнейшего мастера венецианской Террафермы (прилегающих к Венеции областей
материка) Якопо Бас-сано утверждаются красота и значительность трудового быта
крестьян. Работам венецианских мастеров позднего Возрождения свойственны исключит,
многообразие живописных манер, сложность и изощрённость цветовых сочетаний
(богатая тончайшими переливами красок, изысканно-холодная серебристая гамма
Веронезе, драматически суровый колорит Тинторетто с вырывающимися из мрака
напряжёнными вспышками звонких цветовых пятен, сочная материальность и звучность
цветовых сочетаний Я. Бассано). В сложных, противоречивых исканиях венецианских
мастеров 2-й пол.


16 в. складываются новые
художеств, формы и принципы, оказавшие огромное воздействие на развитие европ.
иск-ва


17 в., зарождаются новые
жанры - историч., батальная и жанровая живопись, групповой портрет.


В 17 в. В. ш. переживает
период творч. спада. В религ. и жанровых композициях работавших в Венеции
Д. Фетти, Б. Строцци, И. Лисса приёмы распространившейся в Италии живописи
барокко, отд. реалистич. наблюдения и влияние караваджиэма сосуществуют
с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. На рубеже 17 и
18 вв. С. Риччи создаёт эффектные барочные композиции. В полных динамики и
драматизма пейзажах М. Риччи проявляется связь с "романтическим" иск-вом С.
Розы и А. Маньяско.


Новый расцвет В. ш. относится
к 18 в., когда сохраняющая свою гос. самостоятельность Венецианская республика
становится одним из главных центров разделённой чужеземцами Италии. С этим
временем связан расцвет венецианской монументально-декоративной живописи,
сочетавшей в творчестве Дж. Б. Тьеполо жизнерадостную праздничность с барочной
пространств, динамикой и изысканной лёгкостью колорита, родственной иск-ву
рококо. Развивается жанровая живопись, исполненная поэтич. приподнятости
у Дж. Б. Пьяццетты, острой жизненной наблюдательности и лёгкой иронии у П.
Лонги. Широкое распространение получает ведущий своё начало от творчества
Л. Карлевариса архит. пейзаж (т. н. ведута), тонко и документально точно передающий
своеобразный облик Венеции с её окутанными воздушной дымкой узорными фасадами
дворцов, каналами, пёстрой, праздничной толпой (Антонио Каналетто, Б. Беллотто).
Интимностью и лиризмом отличаются камерные пейзажи Ф. Гварди со свойственными
им лёгкими градациями света и цвета, прозрачностью цветовой гаммы, тонко воссоздающие
своеобразную поэтич. атмосферу повседневной жизни Венеции. Пристальный интерес
венецианских художников 18 в. к проблемам изображения световоздушной среды
предвосхищает пленэрные искания (см. Пленэр) живописцев 19 в.


Илл. см. на вклейке к
стр. 512.


Лит.: Беренсон
Б., Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965; Смирнова И. А., Тициан и
венецианский портрет XVI века, М., 1964; Колпинский Ю. Д., Искусство Венеции.
XVI век, М., 1970; Pallucchini R., 'La pittura veneziana del cinquecento,
v. 1-2, Novara, 1944; его же, La pittura veneta del quattrocento, Bologna,
1956; его ж е. La pittura veneziana del settecento, Venezia - Roma. [I960].


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я