ВЕРЕЩАГИН

ВЕРЕЩАГИН Василий
Васильевич [14(26). 10. 1842, Череповец Новгородской губ.,-31. 3(13. 4). 1904,
Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца "Петропавловск"], русский живописец-баталист.
Учился в петерб. АХ (1860-63) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана,
а также в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864- 1865). Много путешествовал
по России и странам Зап. Европы, а'также по Сирии, Палестине, Индии, Японии,
США. Участвовал в завоевании Ср. Азии, в рус. -тур. (1877-78) и рус. -япон.
(1904-05) войнах. Свои картины В. писал гл. обр. на основе зарисовок и этюдов
с натуры, выполненных во время событий, участником к-рых был он сам, либо
во время путешествий. Стремясь наиболее полно отобразить ист. события, В.
объединял свои картины в тематич. серии ["Туркестанская" серия (1871-74),
"Балканская" серия (1877-78 и 1880-е гг. ), серия на тему Отечеств, войны
1812 (1887-1904) и др. ]. По демократич. Направленности своего творчества
В. был близок к передвижникам. В его работах впервые в рус. батальном
жанре романтич. изображение воен. схватки уступило место философски глубоким
размышлениям о войне, в результате чего в трактовке В. батальный жанр превратился
в батальноисторический. Отказавшись от ложной героизации, условности и парадности
академич. батальной живописи, В. с глубоким драматизмом показывал жестокие
и кровавые будни войны, несущей неисчислимые страдания народам ["После неудачи
(Побеждённые)", 1868, Рус. музей, Ленинград; "После атаки. Перевязочный пункт
под Плевной", 1881, Третьяковская гал. ]. Ради того, чтобы увидеть и правдиво
запечатлеть самую неприкрашенную картину войны, В. неоднократно шёл на опасные
боевые операции. Однако художник не понимал истинной, социальной природы войны.
Не зная верных методов борьбы с ней, В. порой обличал её с позиций пацифизма.
Но в своих лучших произведениях он с демократич. позиций подверг резкой критике
захватнич. войны. Огромной заслугой В. является то, что он впервые в истории
батальной живописи показал в своих полных патриотич. пафоса картинах солдат
как главную силу воен. событий, солдатские мужество и тяжёлый труд (триптих
"На Шипке всё спокойно!", 1878-79, местонахождение не-изв. ). Выступая против
завоеват. войн ("Апофеоз войны", 1871-72, Третьяковская гал. ), обличая феод,
варварство, религ. фанатизм ("Торжествуют", 1872, там же), колониализм ("Подавление
индийского восстания англичанами", ок. 1884), В. показывал и мужество, и нравств.
силу народа, сражающегося с захватчиками (картина из серии об Отечеств, войне
1812 "Не замай - дай подойти!", 1887-95, Ист. музей, Москва). В. много работал
в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи ("Всадник-воин в Джайпуре",
после 1874-76, Третьяковская гал. ; "Зырянин", 1893-94, Рус. музей; "В горах
Алатау", 1869-70, "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-76,- обе в Третьяковской
гал. ). В произв. В. документальная точность изображения сочетается с тщательно
разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью живописных
решений. Условные приёмы академич. живописи, постепенно преодолевавшиеся В.
на протяжении творч. пути, уступали место поискам правдивого изображения предметного
мира в условиях естеств. световоз-душной среды.


Стремясь
пропагандировать своими произведениями антимилитаристские идеи, В. устраивал
выставки своих картин в городах Европы и Америки. В. выступал и как писатель-публицист.
Творчество В., встретившее горячее одобрение мировой демократич. общественности,
подвергалось постоянным нападкам со стороны реакц. кругов России и- др. стран.
Портрет стр. 529. Илл. см. на вклейке, табл. XLIX (стр. 552).


Соч. :
На войне в Азии и Европе. Воспоминания, М., 1894; Переписка В. В. Верещагина
и В. В. Стасова, М., 1950.


Лит.: Лебедев
А. К., В. В. Верещагин, М., 1958 (в кн. перечень лит. работ В. и его произв.,
хранящихся в музеях СССР, а также подробная библ. ). В. М. Датунов.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я