ВЕРИЗМ
(итал.
verismo, от vero - правдивый), реалистическое направление в итал. лит-ре,
музыке и изобразит, иск-ве конца 19 в., стремившееся отразить социальные и
психологич. конфликты новой нац. -ист. действительности объединённой Италии,
вступившей на путь капита-листич. развития.
ВлитературенаВ.
оказали противоречивое влияние теория натурализма Э. Золя, критич. реализм
франц. и рус. лит-ры, а также идеи итал. социалистич. движения. Нац. своеобразие
В. в глубоком сочувствии угнетённому трудовому народу, жизнь к-рого (гл. обр.
крестьянства и бедняков провинции) явилась осн. содержанием романов и новелл
теоретиков В. - Дж. Верги, Л. Капуаны, а также Д. Чамполи, Р. Фучини, М. Серао
и др. Веристы ввели в лит-ру нар. язык, широко используя диалекты; создали
бытовой театр (комедии Дж. Ро-ветты, Дж. Джакозы); внесли новое содержание
в поэзию (О. Гуэррини, псевд. - Л. Стеккетти; А. Бойто). Однако веристы не
видели обществ, возможности устранения социальной несправедливости; отсюда
в их творчестве мотивы обречённости, переоценка роли физиологии. Лучшие традиции
В. развивает совр. прогрес. лит-pa Италии.
Л. Ф.
Верещагин.
П. Верлен.
В музыке
В. получил известность в оперных произведениях. Однако характерные для лит-ры
В. социальные мотивы разрабатывались в них редко. Героями своих произв. композиторы
избирали сельских жителей, бедных горожан, представителей богемы и гл. внимание
сосредоточивали на житейских драмах, основанных гл. обр. на любовных коллизиях.
Первые образцы веристской оперы - "Сельская честь*- П. Маска-ньи (пост. 1890)
и "Паяцы" Р. Леонка-валло (пост. 1892). Наиболее значительны достижения оперного
В. в творчестве Дж. Пуччини ("Манон Леско", пост. 1893, "Богема", пост. 1896,
"Тоска", пост. 1900, "Чио-Чио-сан", пост. 1904, "Девушка с Запада",пост. 1910,и
др. ). Успеху произв. В. способствовали театр, эффектность, мелодически-выразит.
музыка, подчёркнутая эмоциональность. Однако натура-листич. тенденции, мелодраматизм,
поверхностная иллюстративность, преувеличенность экспрессии, пристрастие к
однообразному мелодизированному речитативу снижали целостность образов. Родственные
В. течения существовали во Франции (оперы А. Брюно, "Луиза" Г. Шарпантье),
Германии (опера "Долина" Э. д'Альбера) и др. странах.
В изобразит,
иск-ве В. характеризуется интересом к жизни крестьян и рабочих, значит, социальнокритич.
тенденциями, а вместе с тем пессимис-тич., порой пассивнонатуралистич. восприятием
действительности (живописцы В. Вела. Рельеф "Жертва труда".
Бронза.
1883. Национальная галерея современного искусства. Рим.
Ф. П.
Микетти, Дж. Пеллицца да Воль-педо; скульпторы В. Вела, В. Джемито).
Изд. в
рус. пер. : Итальянские новеллы 1860 - 1914, [предисл. Б. Г. Реизова], М.
-Л., 1960.
Лит.: Gramsci A., Letteratura e vita nazionale, Torino, 1950; Marzot
G., 11 verismo, вкн.
: Question! e correnti di storia letteraria. Mil., 1949; Salinari C., Storia
popolare della letteratura italiana, v. 3, Roma, 1962; R i n a 1 d i M., Musica
e verismo, Roma, 1932; De Logu G., Pittura italiana dell'ottocento, Bergamo. [1955].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я