ВЕРОНЕЗЕ

ВЕРОНЕЗЕ (Veronese; собств. Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона,- 19. 4. 1588,
Венеция), венецианский живописец Позднего Возрождения. Учился у веронского
худ. А. Бадиле. Работал гл. обр. в Венеции (с 1553), а также в Вероне,
Мантуе, Виченце и Падуе. В 1560, возможно, посетил Рим. Произв. В. кон.
1540 - нач. 1550-х гг. говорят об изучении им рисунка Микеланджело,
композиц. построений Рафаэля и Корреджо, колористич.
открытий Тициана. К сер. 1550-х гг. складывается самостоят, стиль
В., сочетающий лёгкий, артистически-изощрённый рисунок и пластику форм
с изысканной колористич. гаммой, основанной на сложных созвучиях чистых
цветов, объединённых светоносным серебристым тоном. Гл. сфера деятельности
В. - монументальнодекоративная живопись. Его исполненные маслом на холсте
крупные многофигурные композиции, украшающие стены и плафоны светских и
культовых зданий Венеции, часто служат прославлению величия и воен. триумфов
Венецианской республики. Им присущи героич. приподнятость образов, энергичная
светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее
великолепие цвета ("Старость и Юность", 1553, "Диалектика", 1575-77, "Триумф
Венеции", 1578- 1585,- все во Дворце дожей, Венеция; "Триумф Мардохея"
и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). Выполненные В. фрески в
загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне
в соборе в Кастель-франко; вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо,
ок. 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей
интимностью образов; наряду с мифологич. композициями и аллегорич. фигурами
в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими
эффектами. Воплощая гуманистическое идейнообразное содержание в целостных,
законченных монументальнодекоративных формах, органически связывая живопись
с архитектурой, В. развивает на новом этапе лучшие достижения иск-ва эпохи
Возрождения. Излюбленный вид станковой картины В. - торжественные многофигурные
композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в
к-рых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его обществ, средой
("Брак в Кане", 1563, Лувр, Париж; "Семья Да-рия у ног Александра", после
1565, Нац. галерея, Лондон; цикл картин для семьи Куччина, в т. ч. "Брак
в Кане" и "Поклонение волхвов", ок. 1571,- обе в Карт, гал., Дрезден; "Пир
в доме Левия", 1573, Галерея Академии, Венеция). Смелое введение конкретных
жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной
обвинения В. инквизицией в 1573 в излишне светской трактовке религ. тем.
В. создал большое число алтарных образов, разнообразных по замыслу и композиц.
решениям ("Мадонна с младенцем и святыми", ок. 1562, "Обручение св. Екатерины",
ок. 1575,- оба в Галерее Академии, Венеция). Немногочисл. портретам В.
свойственны мягкая лиричность, иногда оттенок жанровости ("Белла Нани",
1550-е гг., Лувр, Париж; "Граф да Порто с сыном Адриано", ок. 1556, собрание
Контини-Бонакосси, Флоренция). Последние годы творчества В. отмечены признаками
кризиса ренессансного мировоззрения. В работах В. 1580-х гг. появляются
холодная парадность и внешняя патетика; в них проскальзывают вместе с тем
настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии ("Похищение Европы", 1580,
Дворец дожей, Венеция; "Агарь и Исмаил в пустыне", 1580-е гг., Художеств.
-ист. музей, Вена; "Оплакивание Христа", нач. 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград).
Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится
менее звучным. Среди учеников В. - его брат Бенедетто, сыновья Карло и
Габриеле.


Илл. см. на
вклейке к стр. 513.


Лит.: Антонова
И. А., Веронезе, М., 1957; Fiocco G., Paolo Veronese. Bologna,, 1928; P
a 1-lucchini R., Ca-talogo del la mostra di Paolo Veronese, Venezia, 1939;
егоже, Veronese, 3 ed., Bergamo, 1953. И. А. Антонова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я