ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ
двигатель, использующий кинетич. энергию ветра для выработки механич.
энергии. В качестве рабочего органа В., воспринимающего энергию (давление)
ветрового потока и преобразующего её в механич. энергию вращения вала,
применяют ротор, барабан с лопатками, ветроколесо и т. п.
В зависимости
от типа рабочего органа и положения его оси относительно потока различают
В. карусельные (или роторные), барабанного типа и крыльча-тые. У
карусельных В. (рис. 1, а) ось вращения рабочего органа вертикальна.
Ветер давит на лопасти, расположенные по одну сторону оси, лопасти по др.
сто-
рону оси прикрываются
ширмой либо спец. приспособлением поворачиваются ребром к ветру. Т. к.
лопасти движутся по направлению потока, то их окружная скорость не может
превышать скорости ветра. Поэтому карусельные В. относительно тихоходны,
более громоздки и менее эффективны, чем крыльчатые. Наибольший коэфф. использования
энергии ветра g, оценивающий степень энергетич. совершенства В. и показывающий,
какая доля энергии ветрового потока преобразуется в механич. энергию, у
них не превышает 0,15. Из числа В. первых 2 типов наибольший |, равный
0,18, имеет роторный В. с двумя полу-цилиндрич. лопастями (рис. 1, б).
Рис. 2. Быстроходное
ветроколесо: 1 - ступица; 2 - наконечник (мах); 3 - лопасть; 4 - подшипники;
5 - грузы регулятора.
Такие же недостатки
присущи В. барабанного типа (рис. 1, в), у к-рого вал барабана расположен
горизонтально и перпендикулярно направлению ветрового потока. Преимуществ,
распространение получили крыльчатые В., у к-рых ось ветроколеса горизонтальна
и параллельна направлению потока. Они имеют наивысший
(до 0,48) и более надёжны в эксплуатации. Т. к. лопасть с наконечником
крепления к ступице наз. крылом, то и В. такого типа получил назв. крыль-чатого.
В зависимости
от числа лопастей различают ветроколеса быстроходные (менее 4), ср. быстроходности
(от 4 до 8) и тихоходные (более 8 лопастей). Быстроходность ветроколеса
оценивается числом модулей Z, равным отношению окружной скорости WR
внешнего конца лопасти радиусом R, вращающейся с угловой скоростью
со, к скорости v набегающего потока. При одинаковом Z ветроколесо
большего диаметра имеет меньшую частоту вращения. При прочих одинаковых
условиях увеличение числа лопастей также снижает частоту вращения ветроколеса.
Ветроколесо с небольшим числом лопастей (рис. 2) обычно состоит из ступицы
и лопастей, соединённых с ней жёстко под нек-рым углом Ф к плоскости вращения
(рис. 3) или с помощью подшипниковых узлов, в к-рых лопасть поворачивается
для изменения угла установки (р. Возд. поток набегает на лопасть с относит,
скоростью W под нек-рым углом атаки а. Возникающая на каждой лопасти
полная аэро-динамич. сила
раскладывается на
подъёмную силу
Рис. 3. Схема
конструктивно
где-
Относит, момент
зависит от
Рис. 4. Тихоходное
К изучению
Рис. 5. Зависимости
Обычно применяют
Рис. 6. Ветродвигатель:
Для работы
Т. к. мощность
В тихоходных
тельно оси
В табл. 2 приведена
О применении
Лит.: Фатеев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Р
с быстроходным ветроколесом часто
векторов аэродинамических сил и скоростей в сечении лопасти.
объединены механизмы регулирования частоты вращения, ограничения мощности
и пуска-останова В., осуществляющие поворот лопасти относительно продольной
оси В. Многолопастное ветроколесо (рис. 4) сострит из ступицы с
каркасом, на к-ром жёстко закрепляются специально спрофилированные лопасти
из листовой стали. У тихоходных ветроколёс значение g доходит до 0,38.
Ограничение развиваемой мощности обычно производится поворотом тихоходного
ветроколеса относительно плоскости, перпендикулярной направлению действия
ветрового потока. Мощность, развиваемая на валу ветроколеса, зависит от
его диаметра, формы и профиля лопастей и практически не зависит от их числа:
мощность на валу ветроколеса, кет;-
плотность воздуха, кг/м3;
- скорость ветра, jn/сек; D - диаметр ветроколеса, м.
равный
быстроходности ветроколеса (рис. 5). У тихоходных макс, значение
совпадает с начальным моментом
у быстроходных, напротив, номинальное значение
соответствующеев
неск. раз больше
ветроколесо: 1 - ступица; 2 - лопасть; 3 - каркас; 4 - болты крепления
лопасти.
физ. явлений при прохождении возд. потока через ветроколесо применяют теорию
крыла и воздушного винта самолёта. Теоретич. основы
расчёта ветроколеса были заложены в 1914-22 рус. учёным Н. Е. Жуковским.
Кроме того, он доказал, чтоидеального
ветроколеса равен 0,593. Его ученики В. П. Ветчинкин, Г. X. Сабинин, а
также др. сов. учёные развили теорию ветроколеса, разработали методы расчёта
аэродинамич. характеристик и систем регулирования В.
значений относительных моментов
и коэффициента использования энергии ветра
от быстроходности Z при различном числе лопастей i вет-роколеса.
одну из двух осн. схем крыльчатых В.: или с вертикальной трансмиссией и
ниж. передаточным механизмом (рис. 6, а), или с расположением всех
узлов в головке В. (рис. 6,6). Головку монтируют на поворотной опоре
башни, и при изменении направления ветра она поворачивается относительно
вертикальной оси. Высота башни определяется диаметром ветроколеса и высотой
препятствий, мешающих свободному прохождению возд. потока к В.
а - типа Д-18 (1 - ветроколесо; 2 - верхний редуктор; 3 - виндро-за; 4
- вертикальный вал; 5 -нижний редуктор; 6 - рабочая машина); б - с пневматическим
приводом (1 - ветроколесо; 2 - компрессор).
1. - Мощность на ветроколесе
ветроколеса , м
на ветроколгсе, квт, при скоростях ветра, м/сек
и более
с более тихоходными исполнит. машинами используют обычно мно-голопастные
В., а для агрегатирования с генераторами, центробежными насосами и др.
быстроходными машинами -двух-, трёхлопастные В. Кроме механич. привода,
применяют также электрич., пневматич., гидравлич. и смешанный приводы.
Ориентация ветроколеса по направлению ветра у В. осуществляется автоматически
хвостовым оперением, поворотными ветрячками (см. Виндроза)< или
расположением В. за башней (самоориентация).
В. пропорциональна кубу скорости ветра, то в реальных условиях эксплуатации
необходимо ограничение мощности при v>vи регулирование
частоты вращения ветроколеса. Действие различных систем автоматич. регулирования
основано на изменении аэродинамич. характеристик лопасти или всего ветроколеса
в соответствии с действующей скоростью ветра, частотой вращения ветроколеса
и значением нагрузки. До определённых расчётных значений скорости ветра
vсистема регулирования в действие не вступает и В. работает
с переменной мощностью. При скоростях, больших vс
помощью системы регулирования мощность поддерживается почти постоянной.
В районах со среднегодовыми скоростями ветра <v
при
мощности, к-рые может развить В. при кси = = 0,35 и v=
8 м/сек (для В. с диаметром ветроколеса 2-12 м) и v= = 10 м/сек (для В. с диаметром ветроколеса более 12 м).
В. получили наибольшее распространение системы автоматич. регулирования
путём вывода ветроколеса из-под ветра давлением, создаваемым возд. потоком
на дополнит, поверхности - боковые планы (рис. 6,6), или давлением
на ветроколесо, ось вращения к-poro смещена (эксцентрично расположена)
относительно вертикальной оси поворота головки. В исходное положение
ветроколесо возвращается усилием пружины. Принудит, остановка
В. производится установленной на башне лебёдкой через систему тросов, натяжением
к-рых выводят ветроколесо из-под ветра. Система регулирования с боковым
планом применена в отечеств. В. ТВ-8, "Буран" и во многих зарубежных; система
регулирования при эксцентричном расположении ветроколеса применена в отечеств.
В. ТВМ-3, ТВ-5 и в ряде В., выпускаемых в США, Великобритании, Австралии
и др. странах. В большинстве быстроходных В. регулирование осуществляется
поворотом лопасти или её концевой части относительно продольной оси. Быстроходный
В., разработанный А. Г. Уфимцевым и В. П. Ветчинкиным, регулирует частоту
вращения своего ветроколеса поворотом лопасти ребром к потоку вследствие
комбинированного действия на неё давления возд. потока и момента её центробежных
сил. В СССР такие В. имеют диаметр ветроколеса 10, 12, 18 м, мощность
от 7,4 до 29,5 квт и применяются обычно как первичные двигатели
ветроэлектрических станций. У В. относительно небольшой мощности (до 5
кет) лопасти при регулировании поворачиваются в сторону увеличения
угла установки ф центробежными силами, развиваемыми лопастями и установленными
на них грузами (метод В. С. Шаманина), или регулирование осуществляется
поворотом лопастей в сторону уменьшения угла ф под действием центробежных
сил лопастей и грузов регулятора. Этот метод (Е. М. Фатеева и Г. А. Печковского)
применён в В. ВБЛ-3, ВЭ-2М, "Беркут" (рис. 7) и др. Для более
мощных В. применяют стабилизаторное регулирование (метод Г. X. Сабинина
и Н. В. Красовского),< выполняемое обычно концевой частью
лопасти, к-рая поворачивается относи-
2. - Годовая выработка энергии на валу ветроколеса
м/сек
выработка энергии, Мвт*ч, при диаметрах ветроколеса, м
под действием сил, возникающих на стабилизаторе. Он управляется центробежным
регулятором. Вследствие высокой равномерности вращения таких В. их применяют
для работы с электрич. генераторами (В. Д-12, Д-18 и Д-30). В. "Сокол"
с электрич. трансмиссией имеет комбинированное моментно-центробежное регулирование
(метод Я. И. Шефтера), основанное на изменении подъёмной силы лопасти
при её повороте относительно продольной оси в сторону уменьшения или увеличения
угла установки под действием движущего момента на ветроколесе. Для предохранения
В. от разноса при малых -значениях момента нагрузки имеется центробежный
регулятор, также управляющий поворотом лопастей. Такой В. может работать
изолированно и параллельно с др. агрегатами или электрич. сетью. В нек-рых
В. применяют регуляторы в виде тормозных открылков, торцевых клапанов и
др. устройств, уменьшающих аэродинамич. момент. У В. "Allgaier" (ФРГ)
поворот лопастей осуществляется механо-гидравлич. системой; при очень
большой частоте вращения В. автоматически останавливается.
годовая выработка энергии на валу ветроколеса при кси = = 0,35 в зависимости
от среднегодовой скорости ветра <v
D и максимально возможного числа часов работы Т
В. и перспективах их развития см. в ст. Ветроэнергетика.
Е. М., Ветродвигатели и ветроустановки, 2 изд., М., 1957; Перли С. Б.,
Быстроходные ветряные двигатели, М.-Л., 1951; Шефтер Я. И., Рождественский
И. В., Ветрона-сосные и ветроэлектрические агрегаты, М., 1967. Я. И.
Шефтер.