"ВЕХИ"
,
"Сборник статей о русской интеллигенции", выпущен в Москве в 1909 группой
публицистов и философов ре-лигиозно-идеалистич. направления, выступивших
против революции с позиций, близких кадетам (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков,
М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л.
Франк). Авторы "В." считали Революцию 1905-1907 ошибкой и утверждали,
что она явилась продуктом деятельности социалистически настроенной интеллигенции,
к-рая "... была нервами и мозгом гигантского тела революции..., следовательно,
ее история есть исторический суд над этой интеллигенцией" ("Вехи", с. 25).
Социалистически настроенная интеллигенция обвинялась в "народопоклонничестве",
народническая - в ложной любви к крестьянству, марксистская - к
пролетариату. Она характеризовалась как идейное "отщепенство" (см. там
же, с. 160), называлась "кружковой", "искусственно выделяемой
из общенациональной жизни ..., „интеллигентщиной" в отличие от интеллигенции
в широком, общенациональном, общеисторическом смысле этого слова" (там
же, с. 1). Её идеология представлялась "веховцам" исторически бесплодной.
Трагедия рус. интеллигенции, по их мнению, состояла в том, что народ не
мог принять ни её заботы о его благе, ни её представлений об идеале обществ,
устройства,- в принципиальной пропасти между строем народной души и эмоционально-волевыми
качествами интеллигента. Резкой критике в "В." подверглись материализм
и атеизм В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова, марксизм
как идеология и политическая стратегия. Представителей материалистич. и
атеистич. линии в философии обвиняли в филос. неграмотности, в подчинении
философии общественно-утилитарным целям, в надуманных представлениях о
благе народа. Своим гл. принципом "веховцы" считали признание примата духовной
жизни над общественной - "... в том смысле, что внутренняя жизнь личности
есть единственная творческая сила человеческого бытия ..." (там же, с.
II). Против идеологии "В." резко выступил В. И. Ленин, указав на
её связь с русским "кадетизмом". Эта "энциклопедия либерального ренегатства",
отмечал В. И. Ленин, "... охватывает три основные темы: 1) борьба
с идейными основами всего миросозерцания русской (и международной) демократии;
2) отречение от освободительного движения недавних лет и обливание
его помоями; 3) открытое провозглашение своих „ливрейных чувств"
(и соответствующей „ливрейной" политики) по отношению к октябрьской
буржуазии, по отношению к старой власти, по отношению ко всей старой России
вообще" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 168).
Большая часть
авторов, участвовавших в "Вехах", выступили идейными противниками Октябрьской
революции и в дальнейшем оказались в эмиграции.
Лит.: Ленин
В. И., Еще одно уничтожение социализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25.
И. Ф. Балакина.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я