ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
перпетуум мобиле (лат. perpetuum mobile, букв.- вечное движение),
воображаемая машина, которая, будучи раз пущена в ход, совершала бы
работу неограниченно долгое время, не заимствуя энергии извне. В. д. противоречит
закону сохранения и превращения энергии (см. Энергии сохранения закон)
и неосуществим. Возможность работы такой машины неограниченное время
означала бы получение энергии из ничего. Первые проекты В. д. относятся
к 13 в. (Виллар д'Оннекур, 1245, Англия; Пьер де Марикур, 1269, Франция).
Широкую популярность идея В. д. получила в 16-17 вв., в эпоху перехода
к машинному произ-ву; до 19 в. кол-во проектов В. д. неуклонно возрастало.
Идея создания В. д. занимала не только фантазёров-самоучек, мало знакомых
с основами физики, но и нек-рых учёных. К кон. 18 в., вследствие бесплодности
многовековых попыток осуществления В. д., среди учёных укрепилось убеждение
в невозможности его создания, и с 1775 Франц. АН отказалась рассматривать
проекты В. д. В сер. 19 в., с установлением закона сохранения энергии,
была доказана
принципиальная неосуществимость В. д. Несмотря на это, тщетные попытки
создания В. д. предпринимались малосведущими изобретателями и в последующее
время. Во многих проектах В. д. прибегают к действию силы тяжести. Пример
такого проекта показан на рис. 1. В подобных механизмах нек-рое тяжёлое
тело совершает замкнутый путь; при его опускании возвращается точно такое
же кол-во работы, какое было затрачено на его поднятие. Поэтому такие механизмы
могут совершать работу лишь за счёт первоначального запаса кинетич. энергии,
сообщённого им при пуске; когда же этот запас будет полностью израс-
ходован, В.
д. остановится. Более сложны проекты В. д., в к-рых механич. энергия превращается
в др. виды энергии (электрическую, тепловую и т. п.). В отличие
от механических В. д., их наз. физическими В. д. Проектом такого В. д.
является, напр., комбинация электродвигателя и электромашинного генератора
(динамомашины). Но так как никакими превращениями энергии нельзя
увеличить её общего количества, В. д. такого типа также неосуществимы.
Идея о неосуществимости В. д. часто служила исходным пунктом для важных
науч. выводов. Так, С. Стевин в своих "Началах равновесия" (1587)
рассматривает цепь из 13 шаров, перекинутую через трёхгранную призму
(рис. 2). Если бы правая часть её из двух шаров не уравновешивалась
левой из четырёх, цепь пришла бы сама собой в вечное движение, чего в действительности
не наблюдается. Отсюда Стевин вывел закон равновесия сил на наклонной плоскости.
Помимо указанных В. д., наз. В. д. 1-го рода, рассматривают ещё В. д. 2-го
рода - воображаемую периодически действующую машину, к-рая целиком превращала
бы в работу теплоту, извлекаемую ею из окружающих тел (океана, атм. воздуха
или др. практически неисчерпаемых природных источников теплоты).
Однако В. д. 2-го рода также принципиально неосуществим. Хотя он формально
и не противоречит закону сохранения энергии, но он находится в противоречии
со вторым началом термодинамики. От В. д. следует отличать "мнимые"
В. д.- механизмы, работающие за счёт природных запасов энергии (солнечной,
ядерной и т. д.). Такие механизмы могут работать весьма долго, но
с идеей В. д. они ничего общего не имеют.
Лит.: Планк
М., Принцип сохранения энергии, пер. с нем., М.- Л., 1938; Кудрявцев П.
С., История физики, ч. 1, М., 1956.
"ВЕЧНЫЙ
МИР", название
ряда проектов установления всеобщего мира, выдвигавшихся гуманистами и
просветителями 16 - нач. 19 вв. С призывом объединиться против войны обратился
в трактате "Жалобы мира" (1518) Эразм Роттердамский. В 17 в. с проектами
"В. м." выступали чеш. философ и педагог Я. А. Коменский, англ, мыслитель
У. Пени и др. В 18 в. широкую известность получил "Проект вечного мира
в Европе" (1713-17) представителя раннего франц. просвещения Ш.
И. Сен-Пьера, видевшего залог мира в создании союза европ. гос-в, члены
к-рого должны отказаться от применения оружия при решении возникающих между
ними конфликтов. Этот проект подверг критике Ж. Ж. Руссо ("Суждение о вечном
мире", 1761), показавший неосуществимость такого союза гос-в в условиях
деспотич. строя. И. Кант в трактате "К вечному миру" (1795) высказал
догадку об объективной закономерности, ведущей в будущем к созданию союза
народов и к установлению мира; предложенный им союз гос-в должен был обеспечить
не только постоянный мир, но и суверенитет каждого гос-ва. В России с наиболее
всеобъемлющей программой "В. м." выступил просветитель-демократ В. Ф. Малиновский
в соч. "Рассуждение о мире и войне" (ч. 1-2, 1803).
Публ.: Трактаты
о вечном мире, М., 1963 (библ.). И. С. Андреева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я