ВЕЩЬ
в гражданском праве, материальный
предмет, объект права собственности и иных вещных прав. Определяя
правовой режим различных В., закон обеспечивает собственнику возможность
владеть, пользоваться и распоряжаться В. в том или ином объёме. Различия
в назначении В. служат основой их правовой классификации. С правовой точки
зрения В. делятся на: средства производства и предметы потребления (напр.,
в СССР объектом права личной собственности граждан могут быть лишь мелкие
орудия произ-ва, необходимые для ведения х-ва на приусадебном участке,
в быту и т. д.); В. индивидуально-определённые (автомобиль, жилой дом и
др.) и потому незаменимые и В., определяемые родовыми признаками (числом,
массой, мерой) и потому заменимые (тонна угля, литр масла); В. делимые,
не теряющие своих качеств вследствие деления на части (литр молока, батон
хлеба) и неделимые (ружьё, коллекция марок); В. потребляемые, однократного
пользования (продукты питания, пром. сырьё) и непотребляемые, длительного
пользования (книга, станок); главные В. и принадлежности (напр., ключ от
замка). Если иное не установлено договором, принадлежность следует судьбе
главной В.: продажа замка означает и продажу ключа, дарение скрипки влечёт
передачу смычка. В. делятся также на изъятые из оборота, сделки с к-рыми
не могут совершаться (в СССР земля, её недра, леса, воды), В., ограниченные
в обороте, к-рые могут быть приобретены по спец. разрешениям (оружие, яды,
драгоценные металлы в сыром виде, слитках, монете), и В., не ограниченные
в обороте. Э. Г. Полонский.
"ВЕЩЬ В СЕБЕ" (Ding
an sich; things in itself; chose en soi; cosa in se), философский термин,
означающий вещи, как они существуют сами по себе (или "в себе"), в отличие
от того, какими они являются "для нас" - в нашем познании. Различие это
рассматривалось ещё в древности, но особое значение приобрело в 17-18 вв.,
когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего
познания постигать "вещи в себе". Понятие "вещи в себе" стало одним из
основных в "Критике чистого разума" И. Канта, согласно к-рому теоретич.
познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно "вещи в
себе", этой непознаваемой основы чувственно ощущаемых и рассудочно мыслимых
предметов. Понятие "В. в с." имеет у Канта и другие значения, в т. ч. умопостигаемого
предмета, т. е. безусловного, запредельного для опыта предмета разума (бог,
бессмертие, свобода). Противоречие в кантовском понимании "вещи в себе"
заключается в том, что, будучи сверхчувственной, трансцендентной, она в
то же время аффицирует наши чувства, вызывает ощущения. Философы-идеалисты
критиковали понятие "вещь в себе" с двух точек зрения: субъективные идеалисты
(И. Г. Фихте, махисты) считали несостоятельным понятие об объективно существующей
"вещи в себе", Г. Гегель, признавая с точки зрения объективного диалектич.
идеализма её существование, критиковал идею о непознаваемости "вещи в себе"
и непереходимой границе между нею и явлениями. Диалектич. материализм признаёт
существование вещей в себе, т. е. независимой от человеч. сознания реальности,
но отвергает их непознаваемость (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 18, с.102). Вопрос о познаваемости вещей диалектич. материализм переносит
на почву практики (см. Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах..., 1953, с. 18). В.
Ф. Асмус.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я