ВИАДУК
(франц. viaduc, от лат. via
- дорога, путь и duco - веду), мостовое сооружение, как правило, большой
протяжённости и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями,
болотистыми долинами рек и т. д. В. строятся иногда вместо высоких насыпей,
если возведение последних экономически невыгодно или технически нецелесообразно,
напр. вследствие слабости грунта основания. Постепенное нарастание высоты
опор (а в нек-рых видах В. и размера пролётов в наиболее высокой части)
отличает В. от эстакады, имеющей обычно незначит. изменение высоты опор
и одинаковые размеры пролётов. В. бывают каменными, металлическими, бетонными,
железобетонными, гл. обр. многопролётной арочной, реже балочной, конструкции.
В. были известны уже в Др. Риме, где возводились по системе арок, выложенных
из крупных кам. блоков, придававших В. характерное для утилитарных рим.
построек выражение суровой мощи. С кон. 19 в. кам. В. вытеснены металлическими
и железобетонными. Конструктивные возможности этих материалов и разработка
науч. теории мостостроения позволили значительно снизить объём и массу
осн. частей сооружения и повлияли на возникновение совр. В., в к-рых архит.
образ основан на эмоциональной выразительности подчинённых инж. логике
и пластически осмысленных обнажённых конструкции (железобетонный В. в г.
Ножан на Марне, Франция; железобетонный В. Польчевера в Генуе, 1961, инж.
Р. Моранди). Лит.: Наде ж дин Б. М.,, Мосты и путепроводы в городах,
М., 196-1.
1. Руины римского виадука близ г. Нарни
в Италии. 2-я пол. 1 в. до н. э.- нач. 1 в. н. з. 2. Железобетонный арочныи
виадук через долину р. Мацеста в Сочи. 1936 - 37. Архитекторы В. А. Щуко,
В. Г. Гельфрейх, А. Ф. Хряков, при участии 3. О. Брод. 3. Металлический
виадук Гараби на железной дороге Безье - Клермон-Ферран во Франции. 1882-8-J.
Инж. А. Г. Эйфель.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я