ВИЛЬМАН
(Willmann) OTTO (24.4.1839,
Лисса, ныне Лешно, Польша, - 1.7.1920, Лейтмериц, ныне Литомержице, Чехословакия),
немецкий педагог, последователь И. Гербарта. В 1857-63 учился в
ун-тах Бреслау (Вроцлав) и Берлина, специализировался по педагогике в Лейпциге.
Ок. 10 лет жил в Вене, занимаясь преимущественно проблемами не д. образования.
В 1872-1903 проф. Пражского нем. ун-та. В.- основатель Союза христианской
педагогики (1907).
В. делил педагогику на историч., теоретич.
и практическую. Осн. функцией воспитания он считал передачу от поколения
к поколению "вечных идей" и культурноисторич. традиций, средоточием к-рых
являются религ.-этич. нормы в духе католицизма. Процесс обучения должен,
по его мнению, сообразоваться не только с психологией уч-ся, но также и
с логикой предметов, отражающих "вечные Идеи". Считая, что гербартовские
ступени обучения страдают нечёткостью определений и смешением логич. и
психологич. понятий, В. говорит вместо этого о трёх ступенях усвоения (восприятие,
понимание, применение), каждой из к-рых должна соответствовать особая форма
обучения.
Соч.: Aus Horsaal und Schulstube, 2 Aufl.,
Freiburg, 1912; в рус. пер.- Дидактика как теория образования..., т. 1
- 2, М., 1904-08.
Лит.:Р о h I W., О. Willman, der
Padagoge der Gegenwart, Dusseldorf, 1930: К г е b s L. (Hrsg.), O. Willman
zum Gedachtnis, Freiburg, [1942]. A. If. Пискунов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я