ВИНТОКРЫЛ

ВИНТОКРЫЛ летательный аппарат вертикального
взлёта и посадки, в к-ром подъёмная сила создаётся комбинированной несущей
системой, состоящей из одного или двух несущих винтов и крыла. Слово "винтокрыл"
образовано от слов "винт" и "крыло" (по признаку применяемых несущих систем).

Рис. 1. Английский винтокрыл "Ротодайн".

Рис. 2. Советский винтокрыл Ка-22.




Вертикальный взлёт и посадка В., как и
вертолёта,
происходят
с помощью несущих винтов, а разгон - как с помощью несущих винтов, так
и движителей, тянущих или толкающих воздушных винтов.
После достижения
скорости, на к-рой аэродинамич. рули начинают эффективно действовать (эволютивная
скорость), и до макс, скорости полёта (св. 500
км/ч) В. летит, как
обычный самолёт, используя возрастающую пропорционально квадрату скорости
подъёмную силу крыла, к-рая на максимальной скорости полёта достигает 75-90%
полётного веса. На режимах взлёта и посадки система управления В. аналогична
вертолётной, а в режиме поступательного полёта - как самолётной, так и
вертолётной системе управления, специфичной у каждого типа В.

Рис. 3. Американский винтокрыл "Чайен".

Винтовой спуск для насыпных грузов.


В конце 50-х гг. 20 в. англ, фирмой "Фейри"
был построен В. "Ротодайн" с одним реактивным несущим винтом и двумя тянущими
воздушными винтами. Полётная масса его равна 17 700 кг, скорость
полёта до 312 км/ч. В СССР в это же время был построен В. поперечной
схемы Ка-22 (конструкции Н. И. Камова) с двумя несущими винтами и двумя
турбовинтовыми двигателями (конструкции А. Г. Ивченко) по 4300 квт (5900
л.
с.).
Полётная масса его равна 37 т. В 1961 на этом В. были установлены
8 мировых рекордов, в т. ч. скорости по прямой - 356 км/ч,
скорости
по замкнутому 100-км
маршруту - 336 км/ч и поднятия коммерческого
груза массой 16 485 кг на выс. 2588 м. В отд. полётах была
достигнута скорость 375 км/ч.
Позже амер. фирмой "Локхид" был построен
экспериментальный В. ХН-51А, на к-ром была достигнута рекордная скорость
полёта 486 км/ч.
На его основе этой фирмой в 1965 был построен боевой
В. АН-56А "Чайен" с 4-лопастным "полужёстким" несущим винтом, толкающим
винтом и компенсирующим хвостовым винтом, как у вертолёта. Турбовинтовой
двигатель (фирмы "Дженерал электрик") мощностью 2500 квт (3400 л.
с.)
позволил достичь макс, скорости полёта у земли 408 км/ч при
макс, полётной массе 7700 кг. Дальнейшее совершенствование В. позволит
достичь крейсерских скоростей полёта 600
км/ч
и грузоподъёмности
до 20 т.

Н. И. Камов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я