ВИТАЛИЗМ

ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis - жизненный,
животворный, живой), идеалистическое течение в биологии, допускающее наличие
в организмах особой нематериальной жизненной силы. В. берёт начало от первобытного
анимизма
-
представления об одушевлённости всех тел природы. Элементы В. обнаруживаются
в представлениях величайших мыслителей античности: Платона - о бессмертной
душе (психее) и Аристотеля - об особой нематериальной силе "энтелехии",
управляющей явлениями живой природы. После эпохи Возрождения идея одушевлённости
неживых тел уступила место механич. пониманию явлений как неорганич., так
и органич. мира. В 17 в. появилось дуалистич. учение, проводившее резкую
грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гелъмонт
создал
учение об "археях"-духовных началах, регулирующих деятельность органов
тела. Более детально эту виталистич. концепцию развил в нач. 18 в. нем.
врач Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, к-рая
и обеспечивает их целесообразное устройство. В нач. 19 в. отмечалось возрождение
виталистич. идеи как реакция на упрощённые механистич. представления франц.
материалистов 18 в. (Д. Дидро, Ж. Ламетри и др.). Нематериальное
начало жизни нем. анатом И. Ф. Блуменбах наз. формативным стремлением,
нем. естествоиспытатель Г. Р. Тревиранус - жизненной силой (vis vitalis
- отсюда и назв. всего направления). Виталистич. взгляды нем. физиолога
И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, к-рая обусловливает
их единство и гармонию, В. И. Ленин относил к физиологии. идеализму. Во
2-й пол. 19 в. вульгарный механистич. материализм снова сменился волной
В., названного тогда неовитализмом. Его вдохновителем был нем. биолог X.
Дриш,
считавший, что сущность жизненных явлений составляет т. н. энтелехия
(нечто, в самом себе несущее цель), к-рая действует вне времени и пространства
и непознаваема. Существование непознаваемых жизненных факторов допускали
и др. виталисты, называя их "жизненной энергией", "жизненным порывом",
"доминантой". Отказываясь от объяснения жизненных явлений, В. демонстрирует
бессилие идеализма в решении вопроса о сущности жизни, её происхождении
и развитии. Источником возрождающихся время от времени виталистич. воззрений
является неудовлетворённость виталистов механистич. объяснениями жизненных
явлений и неспособность применять для этих объяснений методологию диалектического
материализма. Критикуя недостатки толкования сущности жизни и гл. свойств
живого механистич. материализмом, В., по существу, сам не выходит за рамки
метафизич., механистич. методологии. Утверждая несводимость жизни к совокупности
химич., физич. и механич. явлений, В. абсолютизирует качественное своеобразие
жизненных явлений, привлекая для его объяснения вымышленные нематериальные
факторы. Для В. характерно игнорирование историч. метода (напр., отрицание
X. Дришем и его последователями теории Ч. Дарвина; телефиналистич. трактовки
эволюции совр. идеалистами). Виталисты всегда использовали для обоснования
своей позиции нерешённость тех или иных проблем (напр., предполагавшуюся
невозможность синтеза органич. веществ вне организма и т. п.). По мере
того как те или иные особенности живого получали научное, материалистическое
объяснение, В. апеллировал к др., ещё не изученным областям. В. идеалистически
истолковывал не только природу живых организмов вообще, но и природу сознания.
После победы эволюционных представлений в биологии В. проникает и в эту
область в форме различных антидарвинистских концепций эволюции, напр, психоламаркизм,
творческая эволюция (франц. философ А. Бергсон) и др.


Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы,
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Материализм и
эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; Тимирязев К. А., Витализм
и наука, Соч., т. 5, М., 1938; Дриш Г., Витализм. Его история и система,
М., 1915; Тейяр де Шарден П., Феномен человека, пер. с франц., М., 1965.

Л. Я. Бляхер.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я