ВИТГЕНШТЕЙН
(Wittgenstein) Людвиг
(26.4.1889, Вена,- 29.4.1951, Кембридж), австрийский философ и логик, представитель
аналитической
философии. С 1929 жил в Англии, проф. Кембриджского ун-та (1939-47).
В первом периоде своей филос. деятельности В. вслед за Б. Расселом разрабатывал
логического
анализа философию; в "Логикофилософском трактате" (1921, рус. пер.
1958) он выдвинул программу построения искусственного "логически совершенного",
"идеального" языка, имеющего в качестве прообраза язык классич. матем.
логики. "Идеальный" язык, по В., поможет освободить философию от её традиц.
проблематики, к-рую В. трактует как "бессмысленную" (лишённую научно-познават.
смысла), порождённую несообразностями "логически несовершенного" языка.
Философия, с точки зрения В., имеет смысл лишь в качестве "критики языка".
В. под влиянием Рассела разработал доктрину логич. атомизма, согласно к-рой
логич. структура языка, понятая как совокупность внешне связанных элементов,
является образом структуры мира. Некоторые логические идеи В. этого периода
(учение о тавтологиях и противоречиях, табличный метод определения истинностных
значений высказываний, вероятности и др.) оказали влияние на развитие совр.
логики.
В дальнейшем в работах (опубл. посмертно)
- "Философские исследования" (1953) и "Замечания по основаниям математики"
(1956) В., сохранив идею о "бессмысленности" проблем традиц. философии,
отказался в то же время от абсолютизации формально-логич. подхода к языку.
В. утверждает теперь, что язык служит не только целям описания мира, но
и различным человеческим коммуникациям. Объектом философского исследования
выступает теперь у В. естественный ("обыденный") язык, который рассматривается
как совокупность "языковых игр", ведущихся по правилам, избираемым "играющими".
Значение языкового выражения определяется уже не онтологической структурой
языка, а придаётся эмпирически - той ролью, к-рую оно выполняет в "языковой
игре", т. е. контекстом; т. о., В. переходит с позиции логич. атомизма
к точке зрения логич. эмпиризма. Позиция конвенционализма в отношении
к языку, согласно к-рой язык оказывается продуктом произвольного соглашения,
лишает "идеальный* язык его первоначально исключительного положения. Задача
философии сводится к определению и устранению ошибок в употреблении языка.
Эти взгляды В. повлияли на развитие лингвистической философии.
Лит.: Геллнер Э., Слова и вещи,
пер. с англ., М., 1962; X и л л Т. И., Современные теории познания, пер.
с англ., М., 1965; Корнфорт М., Марксизм н лингвистическая философия, пер.
с англ., [М., 1968]; Современная идеалистическая гносеология, М., 1968,
гл. 5; Wittgenstein and the problem of other minds, ed. Harold Morick,
N. Y.- [a. o.]i [1967]; Morrison J. C., Meaning and truth in Wittgenstein's
tractatus, The Hague-P., 1968.
И. С. Добронравов, В. С. Швырев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я