ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА
12 -
нач. 13 вв., одна из наиболее значительных местных школ др.-рус. иск-ва,
сложившаяся на С.-В. Руси в период феод, раздробленности. Быстрый расцвет
В.-с. ш. был обусловлен усилением к сер. 12 в. Владимиро-Суздалъского
княжества, а идейно-эстетич. направленность её иск-ва определилась
в значит, мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества
в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление
противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало
характерные для В.-с. ш. (исходившей, как и др. местные школы 12 в., из
традиций иск-ва Киевского княжества 11 в.) поиски новых форм и средств
выразительности, для чего широко привлекаются галицкие и зап.-европ. мастера.
Иск-во В.-с. ш., призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти
ориентировано на торг.-ремесл. население городов - союзника князей в их
борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями.
Отсюда присущий этому иск-ву известный дух гражданственности, его обращение
к фольклорным мотивам в скульптуре.
Возросший опыт строительства мощных оборонит,
сооружений позволял меньше, чем в 10-11 вв., считаться с естеств. защищённостью
местности при закладке новых городов-крепостей, размещать их более выигрышно
в стратегич. и художеств, отношениях (Переславлъ-Залес-ский и Юрьев-Польский,
1152;
Дмитров,
1154; и др.), свободней решать задачи формирования архит. ансамбля,
его связи с соседними ансамблями, с окружающей природой. Высшим достижением
В.-с. ш. в градостроительстве стали ансамбли г. Владимира
и княж.
резиденции Боголюбова (1158-65), гармонично слитой с пейзажем и
зрительно связанной с монументом-храмом Покрова (1165, см. Покрова на
Нерли церковь). Материалом для строительства служил мягкий известняк
("белый камень"), хорошо поддающийся тщательной обработке и удобный для
выполнения декоративной резьбы. Зодчие В.-с. ш. от подражания чётким и
строгим формам построек, характерных для Киева нач. 12 в. (церковь в Кидекше,
1152),
вскоре перешли к поискам более органичных для камня мягких и живописных
архит. форм (Успенский собор во Владимире, 1158- 1160, достроен в 1185-89),
придав классически законченное выражение крестово-купольной композиции
храма. Мастерское владение пропорциями, тонко развитое чувство массы и
материала проявились в архитектуре стройного дворцового комплекса в Боголюбове,
тянущейся ввысь, изящной и лёгкой церкви Покрова на Нерли, величавого Дмитриевского
собора во Владимире (1194- 1197). С формами этих зданий согласован их резной
декор, включённый в целостную систему архитектурно-пластич. решения фасадов
и идущий порой от образцов романского стиля (перспективные порталы,
аркатурно-колончатые пояса, рельефные композиции). Но образы сюжетных рельефов
не осложнены аллегорич. символикой романского иск-ва. В них христ. иконография
своеобразно сочетается с опоэтизированными анимистич. представлениями,
бытовавшими в нар. среде. В храмах нач. 13 в. возрастает декоративное начало:
на притворах применяются нарядные килевидные завершения (Рождественский
собор в Суздале, 1222-25; Георгиевский собор в Юрьеве-Польском,
1230-34); резное убранство заполнило стены собора в Юрьеве-Польском, смягчая
конструктивную ясность форм и отвечая нар. пристрастию к узорочной изукрашенности.
Присущие зодчеству В.-с. щ. в 12 в. изысканность и дух оптимистич. светскости
в известной мере отразились и в её живописи, более зависимой от церк. контроля.
В росписях Дмитриевского собора во Владимире (ок. 1197), в отд. сохранившихся
иконах ("Дмитрий Солунский" из Дмитрова, кон. 12-нач. 13 вв., Третьяковская
гал.) поражают просветлённая одухотворённость образов, пластич. выразительность,
праздничная цветовая гамма. Выдающимся памятником декоративного иск-ва
В.-с. ш. являются медные южные врата (1222-28) Рождественского собора в
Суздале, на к-рых техникой золотой наводки выполнены сюжетные и орнаментальные
композиции, отличающиеся необычайным богатством линейных ритмов.
Художеств, достижения В.-с. ш. послужили
в 14-15 вв. одним из главных источников для иск-ва Москвы, ставшей после
свержения монголо-тат. ига центром объединения рус. земель.
Лит.: Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной
Руси XII -XV веков, т. 1 - 2, М., 1961 - 62; Вагнер Г. К., Мастера древнерусской
скульптуры, М., 1966; Ростово-Суздальская школа живописи. [Каталог; вступ.
ст. В. И. Антоновой]. М., 1967. И. М. Глозман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я