ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ
отрасль народного
хозяйства, осуществляющая реализацию товарной продукции различных отраслей
производства на внутр. рынке страны. Охватывает оптовую и розничную торговлю.
Природа, формы В. т., характер выражаемых ею связей и регулирующие её развитие
экономич. законы определяются соответствующим способом производства и меняются
с переходом от одной общественно-экономич. формации к другой.
В. т. при капитализме развивается на базе
частной собственности на средства произ-ва, является сферой приложения
торг, капитала. В условиях монополистич. капитализма господствующую роль
во В. т. приобретают крупные монополии, выступающие в специфич. организационных
формах (синдикатские объединения, цепные, филиальные, многолавочные системы,
крупные универсальные и посылочные фирмы и т. п.). Господство монополий
является основой получения монопольных торг, прибылей как за счёт высоких
цен на реализуемые товары, так и за счёт низких цен на закупаемую у мелких
производителей продукцию. Монополии захватывают прежде всего область оптовой
торговли, всё больше распространяют своё влияние на розничную торговлю
благодаря использованию таких форм торговли, как "терговые центры", "универсамы"
с самообслуживанием, магазины "низких цен" и "единых цен" и др. Особой
формой контроля над розничной торговлей является т. н. содействие продаже,
при к-рой предприятие-производитель или банк принимает на себя финансирование
мероприятий по рекламному оформлению розничного предприятия, показу товаров
на выставках и т. д. Таким путём монополистич. капитал подчиняет себе розничных
торговцев, к-рые без финанс. поддержки монополий оказываются безоружными
в конкурентной борьбе, требующей больших затрат на рекламу и др. Отличительной
чертой В. т. капиталистич. стран является расточительность, обусловленная
стихийным характером её развития. Между производителями и конечными потребителями
стоит огромное число различных посредников, что значительно повышает издержки
обращения. Наиболее крупную группу посредников составляют оптовые торговцы.
В 1965 в США насчитывалось примерно 200 тыс. оптовых предприятий, обЩий
оборот к-рых составлял ок. 120 млрд. долларов. Кроме того, имелось более
27 тыс. оптовых комиссионеров, осуществляющих связь между оптовыми и розничными
торговцами. Издержки оптовых торговцев составляли в среднем ок. 15% , а
комиссионеров 3,3% . Розничные торговцы также имеют собственных агентов,
к-рые заняты продажей на дому. На долю этой формы продажи в США в 1967
приходилось ок. 60% всего розничного товарооборота. Всё это отражается
на уровне розничных цен и способствует ограблению широких масс населения.
В. т. при социализме выражает социалистич.
производственные отношения, опирается на плановое социалистич. произ-во
и неуклонное повышение материального благосостояния народа. Социалистич.
гос-во определяет размеры произ-ва, потребления и накопления и их соотношение,
планирует величину заработной платы, регулирует цены на товары, определяет
объём товарных ресурсов для рынка, размеры оборота, направление и темпы
развития материально-технич. базы В. т., её организац. формы и т. п. Тем
самым оно планомерно регулирует развитие В. т.
В СССР В. т. охватывает обращение на внутр.
рынке средств произ-ва и предметов личного потребления. В. т. средствами
произ-ва происходит в форме материально-технич. снабжения, к-рое представляет
собой оптовый оборот материалов и оборудования внутри гос. сектора, осуществляемый
путём их продажи и распределения между отраслями и предприятиями, а также
продажи колхозам удобрений, машин, горючего через всесоюзное объединение
"Сельхозтехника". Реализация с.-х. продукции осуществляется в форме оптового
оборота заготовит. орг-ций и гос. закупок у колхозов.
В. т. предметами личного потребления выделилась
в обособленную отрасль нар. х-ва, к-рая охватывает оптовый оборот товаров
нар. потребления, а также их продажу населению, орг-циям, учреждениям и
предприятиям через розничную торг. сеть. В сов. торговлю организационно
входит общественное питание - отрасль, производящая и реализующая готовую
пищу, выручка от продажи к-рой включается в розничный товарооборот. На
долю общественного питания в 1968 приходилось примерно 9,5% розничного
товарооборота страны. В 1969 предприятия общественного питания выпустили
29,1 млн. различных блюд, что превысило выпуск их в 1940 более чем в 3
раза. Оптовые и розничные предприятия сов. торговли разделяются по формам
собственности на гос. и кооперативные. Наряду с гос. и кооперативной функционирует
и колхозная торговля. Государственные торг, предприятия базируются на гос.
собственности. Оптовые предприятия гос. торговли снабжают товарами все
розничные торг, предприятия страны; гос. розничные торг, предприятия обслуживают
население городов и рабочих посёлков. Хоз. деятельность их направляется
непосредственно органами гос-ва, к-рые в соответствии с планом развития
торговли определяют объём розничного товарооборота, расширение и улучшение
материально-технич. базы, устанавливают планы хоз. деятельности орг-циям
и предприятиям. Кооперативные торг, предприятия создаются кооперативными
орг-циями, к-рые основаны населением на принципах добровольности. Осн.
массу товаров кооперативные торг, орг-ции получают от гос. производственных
предприятий и оптовых торг, орг-ций. Наряду с этим они реализуют продукцию
собственного произ-ва и собственных закупок. Колхозная торговля - это торговля
колхозов и колхозников излишками своей с.-х. продукции по ценам, складывающимся
на рынке. Товарной базой её служит продукция как общественного колхозного
х-ва, так и подсобного личного х-ва колхозников: купля-продажа совершается
между непосредств. производителями и потребителями товаров, т. е. без какого-либо
посредника; цены испытывают значит, влияние спроса и предложения на рынке.
Гос-во регулирует колхозную торговлю не непосредственно, а косвенно, с
помощью мероприятий экономич. характера (увеличение предложения прод. товаров
в гос. и кооперативной торговле по гос. розничным ценам и др.). Ведущей
и определяющей формой является гос. торговля (см. табл. 1).
Объём розничного товарооборота гос. и кооперативной
торговли СССР, включая общественное питание, в 1970 достиг 153,6 млрд.
руб., т. е. увеличился по сравнению с 1965 на 48,4%. Директивами 24-го
съезда КПСС по пятилетнему плану развития нар. х-ва (1971-75) предусмотрено
увеличить розничный товарооборот в 1,4 раза с тем, чтобы он достиг суммы
более 210 млрд. руб.
После Великой Отечеств, войны 1941- 1945
расширение объёма розничного товарооборота сопровождалось улучшением материально-технич.
базы советской торговли, которая насчитывает сотни тысяч предприятий розничной
торговли и общественного питания, располагает обширной складской сетью
(см. табл. 2).
Значительно улучшилась товарная структура
розничного товарооборота. В 1969 розничный товарооборот гос. и кооперативной
торговли СССР (включая общественное питание) в расчёте на душу населения
возрос в 4,7 раза по сравнению с 1940. При этом по продовольственным товарам
он увеличился в 3,9 раза, а по непродовольственным - в 6,5 раза.
Табл. 1.-Доля государственной, кооперативной
и колхозной торговли в общем объёме товарооборота (в гос. розничных ценах,
в %)
1940 | 1960 | 1965 | 1966 | 1967 | 1969 | |
Весь розничный товарооборот | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Государственная
торговля |
66,8
|
67,9
|
68,8
|
68,6
|
68,5
|
69,1
|
Кооперативная
торговля |
24,5
|
29,1
|
28,9
|
29,2
|
29,3
|
29,1
|
Колхозный рынок
|
8,7
|
3,0
|
2,3
|
2,2
|
2,2
|
1,8
|
Табл. 2.-Число предприятий розничной
торговли, общественного питания и складская сеть государственных и кооперативных
организаций (на конец года, тыс.)
Годы
|
Число предприятий
|
Складская сеть
|
|||
розничной торговли
|
общественного
питания |
общее число складов
|
в том числе
|
||
общетоварные
|
специализированные
|
||||
1940
|
407,2
|
87,6
|
105,1
|
54,6
|
50,5
|
1960
|
567,3
|
147,2
|
128,5
|
66,1
|
62,3
|
1965
|
643,3
|
192,7
|
129,6
|
69,4
|
60,2
|
1966
|
654,0
|
200,5
|
134,1
|
70,1
|
64,0
|
1967
|
663,3
|
211,3
|
149,3
|
74,7
|
74,6
|
1969
|
677,7
|
229,8
|
156,3
|
75,5
|
80,8
|
Табл. 3. - Розничный товарооборот, включая
общественное питание, в некоторых социалистических странах по формам торговли
(в %)
|
1960
|
1969
|
||||
Государственная
|
Кооперативная
|
Частная
|
Государственная
|
Кооперативная
|
Частная
|
|
Болгария
|
57,7
|
42,2
|
0,1
|
62,2
|
37,7
|
0,1
|
Венгрия
|
69,7
|
29,1
|
1,2
|
66,4
|
32,8
|
0,8
|
ГДР
|
44,0
|
33,4
|
22,7
|
43,9
|
36,1
|
19,9
|
Монголия
|
90,3
|
9,7
|
--
|
90,1
|
9,9
|
-
|
Польша
|
48,0
|
49,4
|
2,6
|
48,8
|
49,9
|
1 ,3
|
Румыния
|
64,0
|
35,9
|
0,1
|
66,8
|
33,2
|
-
|
Чехословакия
|
73,9
|
26,1
|
-
|
75,2
|
24,8
|
-
|
Численность работников в розничной торговле
и общественном питании возросла в 1969 по сравнению с 1940 в 2,5 раза.
В. т. предметами потребления, базирующаяся
на социалистич. общественной собственности на средства произ-ва, даёт возможность
более эффективно использовать материальные, ден. и трудовые ресурсы. По
мере роста розничного товарооборота абсолютно растут издержки обращения,
хотя
относительно (в процентах к сумме розничного товарооборота) снижаются.
Так, в 1969 они составляли 13 509 млн. руб. (в 1940- 1933 млн. руб.); доля
их в общей сумме розничного товарооборота составляла 9,62% (в 1940- 11,04%).
В. т. предметами потребления в др. социалистич.
странах развивается также на основе обществ, собственности на средства
произ-ва в форме гос. и кооперативной торговли. В нек-рых из них допускается
участие частного капитала. Сфера его деятельности ограничивается розничной
торговлей и контролируется гос-вом, к-рое является поставщиком товаров.
Ведущую и определяющую роль в этих странах играет гос. торговля (см. табл.
3).
В. т. предметами потребления в социалистич.
странах характеризуется высокими темпами роста розничного товарооборота
(см- табл. 4).
Табл. 4. - Индексы объёма розничного
товарооборота, включая общественное питание, в некоторых социалистических
странах (1960 = 100)
|
1965
|
1968
|
1969
|
Болгария
|
139
|
181
|
195
|
Венгрия
|
129
|
162
|
175
|
ГДР
|
115
|
129
|
136
|
Монголия
|
146
|
157
|
163
|
Польша
|
134
|
164
|
174
|
Румыния
|
160
|
209
|
219
|
Чехословакия
|
118
|
155
|
158
|
Лит.: Маркс К., К критике политической
экономии, Маркс К. и Энгельс Ф-, Соч., 2 изд., т. 13; его же, Капитал,
т. 2, там же, т. 24; Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, Поли.
собр. соч., 5 изд., т. 36; е г о ж е, О значении золота теперь и после
полной победы социализма, там же, т. 44; его же, О кооперации, там же,
т. 45; Экономика торговли, М.. 1968; Д и х т я р Г. А., Советская торговля
в период социализма и развернутого строительства коммунизма, М., 1965;
Т ю к о в В., Л о к ш и н Р., Советская торговля в период перехода к коммунизму,
М., 1964.
Ф. А. Критиков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я