ВОДНО-МОТОРНЫЙ СПОРТ
технический
вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах.
Различают моторные суда спортивные, гоночные, надувные, с воздушным винтом
и др. В зависимости от рабочего объёма (литража) двигателей или предельной
суммарной массы корпуса и силовой установки типы судов разделены на классы,
к-рые, помимо основных (см. таблицу), включают надувные суда, туристские
суда с дизельными двигателями и др. Почти во всех типах предусмотрен так
называемый неограниченный класс, допускающий большую свободу в выборе двигателя
и корпуса. Все типы и классы гоночных судов обозначены международными буквенными
индексами.
Основные типы и классы гоночных судов,
принятые в СССР
Тип
|
Класс
|
Рабочий объём
двигателя, см? |
О
|
|
|
Гоночные суда
с подвесными моторами |
OJ
|
до 175
|
ОА
|
175-250
|
|
ОБ
|
250-350
|
|
ОС
|
3-50-500
|
|
S
|
|
|
Спортивные суда
с подвесными моторами |
SJ
|
до 175
|
SA
|
175-250
|
|
SB
|
250-350
|
|
SC
|
350-500
|
|
R
|
|
|
Гоночные суда
со стационарными двигателями |
R1
|
до 1000
|
R2
|
1000 - 1500
|
|
R4
|
2000-2500
|
|
R6
|
5000-7000
|
|
S
|
|
|
Спортивные суда
со стационарными двигателями |
SI
|
до 1000
|
S2
|
1000-1500
|
|
S3
|
1500 - 2000
|
|
S4
|
2000-2500
|
Рекорды скорости регистрируются на определённых
дистанциях или "на время". Гонки проводятся по замкнутым (кольцевым) трассам,
обозначаемым буями или знаками, обычно со стартом и финишем в одном месте.
За рубежом распространены водные ралли, а также гонки в океане на большие
дистанции. В.-м. с. способствует овладению техникой, вырабатывает быстроту
реакции, находчивость; служит лучшим средством испытания новых конструкций
в условиях гонок, способствует совершенствованию двигателей и судов. В
Европе, Америке и Австралии В.-м. с. зародился в нач. 20 в. и стал интенсивно
развиваться после 1-й мировой войны. В 1903 англичанин С. Эдж развил рекордную
скорость - 31,46 км/ч. Абс. рекорд скорости (на 1 янв. 1970) принадлежит
американцу Л. Тейлору (1967, судно с турбореактивным двигателем) -459,0
км/ч.
Абс.
рекорд мира на судне неограниченного класса со стационарным турбореактивным
двигателем и погружённым гребным винтом установил (1962) американец Р.
Деби - 322,54 км/ч. С 1967 по результатам 8-10 гонок, проводимых
в разных странах, определяют чемпиона мира по океанским гонкам (чемпион
1969 - американец Дон Аронау). Значит, роль в развитии В.-м. с. сыграли
англичане М. и Д. Кэмпбелл.
Наибольшее распространение В.-м. с. получил
в ГДР, ФРГ, Италии, Франции, Бельгии, Швеции, Великобритании, США, Японии
и др.В России первые гонки на моторных судах состоялись в 1904 в Петербурге;
в 1907 - международные гонки на каютных моторных судах. В 1925 в СССР была
организована секция В.-м. с. при Моск. автоклубе. Впервые в 1938 было проведено
личное первенство СССР по В.-м. с., общее командное первенство СССР состоялось
в 1952; с 1956 они проводятся ежегодно. В развитие В.-м. с. в СССР большой
вклад внесли Ю. В. Емельянов, П. А. Леонтьев, В. М. Жиров, Г. Б. Берзина,
Р. Н. Шибаев и др. Сов. спортсмены О. Гаврилов, В. Слинков, В. Исаков,
Ю. Лилл, Р. Упатниекс, братья И. и П. Богдановы, В. Степанчиков, Е. Степанов
и др. были рекордсменами и чемпионами СССР, призёрами междунар. соревнований.
В.-м. с. в СССР руководит Федерация В.-м. с., входящая в Бюро всесоюзных
федераций военно-технич. видов спорта ДОСААФ. Организацией В.-м. с., разработкой
правил, проведением соревнований и регистрацией мировых рекордов занимается
созданный в 1922 Международный союз водно-моторного спорта (УЙМ); Федерация
В.-м. с. СССР входит в УЙМ с 1969.
Лит.: Водно-моторный спорт, М.,
1959. Л. Е. Трегубенко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я