ВОЕННАЯ МУЗЫКА

ВОЕННАЯ МУЗЫКА , музыка, предназнач.
для исполнения при строевом обучении войск, воен. и общественных торжеств,
церемониях (парадах и т. п.). Служит целям воинского воспитания, сигнализации,
а в прошлом применялась и при боевых действиях войск ("музыка удваивает,
утраивает армию",- отмечал А. В. Суворов). Исполняется духовыми воен. оркестрами
или отд. музыкантами (горнистами, барабанщиками). В. м. применяли уже древние
народы Египта, Ассирии, Вавилонии, Палестины, Китая, Индии; разнообразные
формы её существовали в Др. Греции и Др. Риме. Общие принципы организации
и использования В. м. были выработаны в 16-17 вв. в странах Зап. Европы;
в последующее время, по мере появления новых способов ведения боя, они
претерпевали изменения. Со 2-й пол. 19 в. ив 20 в. использование В. м.
на полях сражений в связи с изменившейся боевой тактикой почти прекратилось,
но её воспитательные и культурно-просветит. функции усилились. Сохраняется
также её значение в строевой службе и общественно-церемониальном быту.
В более широком понимании к В. м. относят любые произведения, исполняемые
воен. оркестром (увертюры, симфонии, танцевальные пьесы и т. п.), а также
строевые (походные, привальные) песни. Осн. жанр В. м.- марш; к
строевой церемониальной музыке, помимо встречных и парадных маршей, относятся
"Вечерняя заря", "Развод караулов", музыка при возложении венков, фанфары
и др. подобного рода пьесы. Музыку для воен. оркестров писали Ж- Б. Люлли,
Г. ф. Гендель, ф. Госсек, Э. Н. Меюль, Л. Бетховен, Г. Берлиоз, Р. Вагнер,
А. А. Алябьев, А. С. Аренский, Н. А. Римский-Корсаков и др. В СССР и др.
социалистич. странах В. м. развивается в тесной связи со всем муз. иск-вом.
В обобщённых героич. образах В. м. отражает патриотич. чувства народа,
боевую доблесть воинов. В бурж. странах В. м. нередко используется для
пропаганды казённого лжепатриотизма и милитаризма. Сов. В. м. представлена
многочисл. произведениями различных жанров. В их числе концертные марши
(сочинения М- М- Ипполитова-Иванова, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, Н.
Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева), строевая музыка (сочинения
Н. П. Иванова-Радкевича, С. А. Чернецкого, В. С. Рунова, Н. К. Чемберджи
и др.), сюиты (В. Я. Кручинина и др.), увертюры и симфонии (Н. Я. Мясковского,
Н. П. Иванова-Радкевича, Б. Т. Кожевникова и др.). П. И. Апостолов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я