ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ
(ВВС), вид
вооруж. сил государства, предназначенный для самостоят, действий при решении
оперативно-стратегических задач и для совместных действий с др. видами
вооруж. сил. По своим боевым возможностям совр. ВВС способны наносить поражение
авиац., ракетным, сухопутным и морским группировкам противника, разрушать
важные воен. объекты в его тылу, содействовать сухопутным войскам и ВМФ
в проводимых ими операциях, вести возд. разведку в интересах всех видов
вооруж. сил, осуществлять транспортировку крупных возд. десантов с нх материальной
частью, обеспечивать манёвр войск и доставлять им материальные средства
по воздуху. Осн. свойства ВВС как вида вооруж. сил: высокая манёвренность,
большой пространственный размах действий, способность быстро переносить
усилия с одних направлений и объектов на другие, оказывать воздействие
на глубокий тыл противника, наносить внезапные удары с воздуха для поражения
крупных, малоразмерных, стационарных и подвижных объектов.
ВВС СССР состоят из 3 видов авиации: дальней
(стратегич.), фронтовой и военно-транспортной. Морская авиация и авиация
ПВО входят соответственно в состав ВМФ и Войск ПВО страны. На вооружении
ВВС находятся: бомбардировщики - дальние (стратегические), фронтовые; истребители-бомбардировщики
(штурмовики), истребители; разведывательные самолёты (пилотируемые и беспилотные);
военно-транспортные самолёты и вертолёты.
ВВС крупных капиталистич. государств состоят
из стратегич., тактнч., военно-трансп. авиации и авиации ПВО. В США, кроме
того, в ВВС входят соединения межконтинентальных баллистич. ракет и воен.-космич.
средства. ВМС США, Великобритании, Франции имеют свою авиацию. Организационно
ВВС большинства стран состоят из оперативных авиац. объединений, соединений
и частей (крыльев - в США), из частей тыла, связи и радиотехнич. обеспечения.
История ВВС связана с развитием авиац.
техники (см. Авиация). Появление первых воен. самолётов в крупных
гос-вах относится к 1909-10. В России самолёты в воен. целях впервые были
использованы на манёврах Петербургского, Варшавского и Киевского воен.
округов в 1911. На каждой стороне действовало по одному авиац. отряду,
к-рые выполняли задачи по ведению возд. разведки и фотографированию местности.
В боевых условиях рус. самолёты впервые применены в 1912-13 в 1-й Балканской
войне, когда рус. авиац. отряд действовал на стороне Болгарии.
К нач. 1-й мировой войны 1914-18 крупные
гос-ва имели: Россия - 263 воен. самолёта преим. франц. произ-ва, Франция
- 156, Великобритания - 30, США - 30, Германия - 232, Австро-Венгрия -
65, Италия - 30. Воен. самолёты того времени могли развивать скорость до
120 км/ч и достигать высоты до 4000 м. С началом войны они
применялись гл. обр. для ведения возд. разведки и корректирования огня
артиллерии. В нач. 1915 разведыват. самолёты воюющих стран были оборудованы
бомбодержателями, бомбосбрасывателями, бомбардировочными прицелами и вооружены
пулемётами; возникла бомбардировочная авиация. В России в 1914 был принят
на вооружение первый в мире 4-моторный бомбардировщик "Илъя Муромец",
а
в дек. 1914 сформирована первая эскадра из 10 таких самолётов. К лету 1916
эскадра состояла уже из 20 самолётов. Для борьбы с самолётами, выполнявшими
возд. разведку и бомбометание, в первое время использовались наиболее скоростные
и манёвренные самолёты-разведчики, вооружённые пулемётами. В последующем
стали строиться самолёты-истребители; появилась истребит, авиация. В 1915
на вооружении имелись одноместные самолёты-истребители: во Франции "Ньюпор"
и "Спад", в Германии "Фоккер", в России франц. самолёты "Ньюпор". В ходе
войны ВВС превратились в одно из средств боевого воздействия на противника.
Началась борьба за господство в воздухе, к-рая сводилась гл. обр. к возд.
боям. Начало активной борьбе в воздухе с самолётами противника положили
русские лётчики, прежде всего П. Н. Нестеров, Е. Н. Крутень, К. К. Арцеулов
и др. Они разработали фигуры сложного пилотажа и принципы ведения возд.
боя.
В годы 1-й мировой войны численность авиации
воюющих гос-в резко возросла. Если в начале войны во всех воюющих странах
имелось всего 806 боевых самолётов, то к концу войны Германия имела 2730
самолётов, Австро-Венгрия - 622, Франция - 3321, Великобритания - 1758,
США - 740, Италия - 842, Россия - 590. Всего было св. 10 тыс. самолётов,
в т. ч. разведчиков 44,9%, истребителей - 40,4%, бомбардировщиков - 14.7%.
К концу войны скорость лучших типов самолётов-истребителей повысилась до
200-220, разведчиков - до 170- 180, бомбардировщиков-до 160-170 км/ч.
В
составе ВВС рус. армии вследствие технико-экономич. отсталости страны были
гл. обр. устаревшие самолёты иностр. фирм.
Советские ВВС создавались вместе с Красной
Армией. 28 окт. (10 нояб.) 1917 по инициативе В. И. Ленина было образовано
Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания (пред. А. В. Можаев). В дек.
была учреждена Всеросс. авиац. коллегия по управлению Возд. флотом Республики
(пред. К. В. Акашев), на к-рую возлагались руководство формированием авиац.
частей, центр, и местных управлений Возд. флота Республики, подготовка
авиац. кадров и материально-технич. обеспечение. В янв. 1918 были сформированы
первые 6 авиац. отрядов (по 12 самолётов в каждом), направленные под Петроград,
на Украину и в Белоруссию. Одновременно с созданием первых авиац. частей
проводилась реорганизация органов управления. 24 мая 1918 было создано
Гл. управление Рабоче-Крест. Красного Воен.-Возд. флота (до февр. 1921
нач. К. В. Акашев), к-рое объединяло ВВС страны. К нояб. 1918 было сформировано
38 авиаотрядов, к весне 1919 - 61 (45 разведывательных, 12 истребительных,
3 артиллерийских, 1 аэрофотографический). Всего на фронтах Гражд. войны
в 1918-20 одновременно действовало до 350 сов. самолётов. Для руководства
боевой деятельностью авиац. частей на фронтах Гражд. войны в авг. 1918
было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания при Реввоенсовете
Республики - сокращённо Авиадарм (авиация действующей армии), начальником
к-рого с сент. 1918 по февр. 1921 был А. В. Сергеев. Лётные кадры для ВВС
в 1918 готовились в 1-й Московской и в Егорьевской школах лётчиков, а также
в Петрогр. воен. школе лётчиков-наблюдателей. В 1919 организован Моск.
авиац. техникум, к-рый в 1920 реорганизован в Ин-т инженеров Красного Возд.
Флота. В нояб. 1922 на базе этого института создана Академия Возд. флота
(ныне Воен.-возд. инж. академия им. Н. Е. Жуковского).
Самолёты и вертолёты Военно-Воздушных
Сил СССР: 1. Сверхзвуковой боевой самолет с крылом изменяемой в полёте
стреловидности. 2. Всепогодный истребитель-перехватчик. 3. Истребитель-бомбардировщик.
4. Самолёт вертикального взлёта и посадки-5. Военно-транспортный самолёт.
6. Тяжёлый вертолёт Ми-6. 7. Сверхзвуковой дальний ракетоносец.
В период Гражд. войны авиац. отряды были
объединены в авиац. группы, к-рые использовались на гл. направлениях действий
сухопутных войск, и наносили бомбовые удары по вражеским объектам, вели
возд. бои, возд. разведку, поддерживали связь, сбрасывали листовки и агитац.
литературу. В это время были заложены основы оперативного искусства
ВВС и тактики родов авиации. За мужество и отвагу при выполнении боевых
заданий 219 лётчиков и лётчиков-наблюдателей были награждены орденом Красного
Знамени, а 16 лётчиков дважды удостоены этой награды.
Самолёты военно-воздушных сил капиталистических
государств: 1. Тактический истребитель F-4C (США). 2. Истребитель SAAB-37
"Вштен" (Швеция). 3. Тактический истребитель "Мираж Ш6" с изменением геометрии
крыла (Франция). 4. Истребитель-перехватчик УР-12А (США). 5. Стратегический
бомбардировщик "Виктор" (Великобритания). 6. Стратегический бомбардировщик
Б-58 (США). 7. Стратегический бомбардировщик В-52Н (США).
После окончания Гражд. войны начался постепенный
рост численности и качеств, рост ВВС. В 1924-33 на вооружение ВВС поступили
отечеств, истребители И-2, И-3, И-4, И-5, разведчики Р-3, тяжёлые бомбардировщики
ТБ-1, ТБ-3. За 1930-40 произ-во воен. самолётов возросло в 6,5 раза. На
вооружение ВВС были приняты истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики
СБ, Ил-4, ТБ-7. В 1939-40 сов. авиаконструкторами были разработаны новые
типы совр. боевых самолётов.
В 1924 авиац. отряды были сведены в однородные
эскадрильи (по 18-43 самолёта), к-рые в конце 20-х гг. заменены авиац.
бригадами. В 1938-39 ВВС были переведены с бригадной организации на полковую
и дивизионную. Осн. тактич. единицей стал полк, состоящий из 4- 5 эскадрилий
(60-63 самолёта, а в тяжёлобомбардировочном полку - 40 самолётов). В соответствии
с назначением и задачами ВВС изменился удельный вес различных родов авиации
в составе ВВС: бомбардировочная и штурмовая авиация к 1940-41 составляла
51,9%, истребительная--38,6% разведывательная- 9,5%. Однако многие типы
самолётов по осн. тактико-технич. данным ещё уступали однотипным самолётам
ВВС капиталистич. гос-в. Рост технич. оснащённости ВВС, их численное увеличение
потребовали значит, улучшения дела подготовки командных, инженерных и лётнр-технич.
кадров. В 1938 подготовка лётно-технич. кадров для ВВС осуществлялась в
18 лётных и технич. уч-щах. Командный ф-т Академии им. Н. Е. Жуковского
в 1940 был преобразован в Воен.-возд. академию командного и штурманского
состава (ныне Воен.-возд. академия им. Ю. А. Гагарина).
В 1921-41 руководство сов. ВВС осуществляли:
А. В. Сергеев (февр. 1921 - кон. 1922), А. П. Розенгольц (март 1923- дек.
1924), П. И. Баранов (дек. 1924 - июнь 1931), командарм 2-го ранга Я. И.
Алкснис (июнь 1931 - дек. 1937), командарм 2-го ранга А. Д. Лактионов (дек.
1937 - сент. 1939), ген.-лейт. авиации Я. В. Смушкевич (сент. 1939 - апр.
1940), ген.-лейт. авиации П. В. Рычагов (апр. 1940 - апр. 1941).
ВВС капиталистич. гос-в в 1918-39 получили
значит, развитие и к нач. 2-й мировой войны 1939-45 имели в строю боевых
самолётов: Германия-4400, США- 8000, Япония - 4500, Великобритания - 4030,
Франция - 3330, Италия - 2950. Удельный вес бомбардировочной авиации в
составе ВВС всех стран увеличился по сравнению с 1918 в 2,5 раза, а истребит,
и разведыват. авиации-уменьшился. ВВС Германии делились на 5 возд. флотов
- оперативных объединений, каждый из к-рых включал 800-1200 самолётов.
ВВС Великобритании были самостоят, видом вооруж. сил, подчинялись министру
авиации и делились на истребительные и бомбардировочные командования; мор.
авиация подчинялась воен.-мор. министру. ВВС США до 2-й мировой войны не
имели единого командования. Авиац. части и соединения, предназначенные
для поддержки войск, объединялись в возд. корпуса, к-рые подчинялись командованию
войск. Годовое произ-во самолётов в 1939 составляло: в Германии- 10 000,
Великобритании - 5800, Франции - 3200, Италии - 3000, Японии - 2500, США-2400.
В СССР перед нач. 2-й мировой войны КПСС
и Сов. правительством были приняты меры по форсированию произ-ва лучших
типов самолётов. В 1940-41 были начаты серийный выпуск истребителей Як-1,
МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, Пе-8, штурмовиков Ил-2 и перевооружение
ими авиац. полков. Эти типы самолётов превосходили однотипные самолёты
ВВС Германии. Напр., макс, скорость са.молёта Як-1 на 30 км/ч превышала
скорость Ме-109; самолёты Пе-2 и Пе-8 по сравнению с Ju-88 и Не-111 имели
большую бомбовую нагрузку и скорость полёта. Штурмовик Ил-2 по сравнению
с нем. штурмовиком Hs-129 имел большую скорость и дальность полёта и лучшее
вооружение - реактивные снаряды и 400-кг бомбы. Однако к началу Великой
Отечеств, войны перевооружение сов. авиачастей новой авиац. техникой и
переучивание лётного состава не были закончены.
С началом Великой Отечеств, войны 1941-45
в результате внезапных ударов нем.-фаш. авиации по аэродромам сов. ВВС
в первый день войны понесли серьёзный урон в самолётах. Несмотря на тяжёлые
потери в самолётах на аэродромах, борьба с нем. авиацией приобрела ожесточённый
характер. Численному превосходству противника были противопоставлены высокое
напряжение действий сов. ВВС, боевое мастерство, отвага и героизм лётного
состава. На вооружение ВВС стали поступать новейшие самолёты-истребители
Як-76, Як-9, Як-3, Ла-5, Ла-7, Ла 9, двухместные штурмовики Ил-2, а с лета
1944 - Ил-10, бомбардировщики Ту-2, новые пушки, бомбы, в т. ч. противотанковые,
радио- и радиолокац. станции, аэронавигац. оборудование, аэрофотоаппараты
и др. техника и вооружение. В мае 1942 во фронтовой авиации были созданы
возд. армии - крупные авиац. оперативные объединения (к концу года их насчитывалось
13). С осени 1942 началось формирование отд. авиац. корпусов Резерва Верх.
Главнокомандования как наиболее целесообразной формы авиац. резервов. В
марте 1942 дальняя и тяжелобомбардировочная авиация была изъята из подчинения
командующего ВВС и преобразована в Авиацию дальнего действия с непосредств.
подчинением Ставке. Изменение организац. структуры и резко возросшая численность
ВВС позволили массированно применять авиацию на решающих направлениях действий
сухопутных войск и осуществлять централизованное управление ею. Высокие
боевые качества сов. ВВС особенно ярко проявились в битвах под Москвой,
Сталинградом, Курском, в операциях на Правобережной Украине, в Белоруссии,
Ясско-Кишинёвской, Висло-Одерской и Берлинской. Если в операциях 1941 участвовало
200-500 самолётов, то в 1943-45 - до неск. тысяч, а в Берлинской операции
1945 - до 8400 самолётов. Авиац. пром-сть систематически увеличивала произ-во
самолётов. Среднемесячный выпуск во 2-й пол. 1941 составлял 1630 самолётов,
в 1942 - 2120, в 1943 - 2907, в 1944 - 3355 и в 1945 - 2206 самолётов.
За годы Великой Отечеств, войны сов. лётчики
совершили ок. 4 млн. боевых самолёто-вылетов и сбросили на врага 30,5 млн.
бомб. В возд. боях и на аэродромах было уничтожено 55 тыс. нем. самолётов
(84% всех потерянных ими на Вост. фронте). Сов. лётчиками была оказана
большая помощь партизанам. Только полки дальней авиации и Гражд. Возд.
Флота совершили ок. НО тыс. самолётовылетов, доставив партизанам 17 тыс.
т
вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов, перевезли по
воздуху св. 83 тыс. партизан. Сов. лётчики показали многочисл. примеры
беззаветной преданности Родине, подлинного героизма и высокого боевого
мастерства. Беспримерные подвиги совершили лётчики Н- Ф. Гастелло, В. В.
Талалихин, А. П. Маресьев, И. С. Полбин, Б. Ф. Сафонов, Т. М- Фрунзе, Л.
Г. Белоусов, 3. А. Сорокин, П. Т. Харитонов, С. И. Здоровцев, М- П. Жуков
и мн. др. Св. 200 тыс. воинов сов. ВВС награждены орденами и медалями,
2420 авиаторам присвоено звание Героя Сов. Союза, 65 лётчикам - звание
дважды Героя Сов. Союза и двум - звание трижды Героя Сов. Союза (А. И.
Покрышкин и И. Н. Кожедуб). Две трети авиац. соединений и частей получили
почётные наименования, более одной трети удостоены звания гвардейских.
Сов. ВВС во время Великой Отечеств, войны руководили командующие ВВС ген.-лейт.
авиации П. ф. Жигарев (апр. 1941 - февр. 1942) и Гл. маршал авиации А.
А. Новиков (апр. 1942 -март 1946).
ВВС Великобритании и США в период 1941-45
на европ. и афр. театрах войны действовали в благоприятной для них обстановке,
т. к. осн. силы немецких ВВС были скованы на сов.-герм, фронте. Однако
и в этих условиях англ, бомбардировщики до лета 1943 вели лишь ограниченные
действия по нем. объектам, а усилия ВВС США сосредоточивались гл. обр.
в районе Тихого ок. против Японии и в районе Средиземного м. для обеспечения
мор. десантных операций.
ВВС воюющих гос-в в ходе 2-й мировой войны
в своём развитии достигли новых высоких количеств, и качеств, показателей.
Произ-во боевых самолётов всех воюющих гос-в за годы войны составило 450
тыс. Значительно повысились лётно-технич. характеристики самолётов: скорость
истребителей достигла 650- 720 км/ч, бомбовая нагрузка фронтовых
бомбардировщиков - 2 тыс. кг, а дальность полёта - 2 тыс. км.
В
США и Великобритании была создана стратегич. авиация. Дальнейшее развитие
получили авиац. средства поражения: появились фугасные бомбы массой до
9000 кг, зажигательные - до 500 кг. Германия применила самолёты-снаряды
ФАУ-1, ракетные снаряды ФАУ-2 по объектам на терр. Великобритании. Возросли
калибр и скорострельность авиац. пушек и пулемётов. ВВС широко применяли
реактивные снаряды и радиотехнич. средства, обеспечивавшие самолётовождение
в любых условиях погоды, в любое время суток, точный выход на объекты действий
и эффективное поражение их. Благодаря возросшим трансп. возможностям ВВС
широко стала применяться транспортировка крупных возд. десантов в глубокий
тыл противника с различными целями.
В послевоенные годы сов. ВВС были перевооружены
реактивными самолётами МиГ-9, МиГ-15, Як-15, Ла-15 и др. На вооружение
поступили сов. трансп. самолёты и вертолёты. На основе обобщённого опыта,
накопленного в период Великой Отечеств, войны, были разработаны новые боевые
уставы, наставления и руководства по боевому применению видов и родов авиации.
Для обеспечения надёжного самолётовождения, точного бомбометания и стрельбы
самолёты оснащаются различными радиоэлектронными системами; было начато
оборудование аэродромов системой "слепой" посадки самолётов по приборам.
Поступление на вооружение ВВС ядерного
оружия обусловило коренные изменения в формах и способах боевого применения
ВВС и резко повысило их роль в ведении войны. Одновременно продолжалось
технич. развитие авиации. Истребит, авиация получила сверхзвуковые самолёты
МиГ-19, вооружённые ракетами класса "воздух-воздух", а на смену устаревшим
самолётам-штурмовикам пришли истребители-бомбардировщики МиГ-15 бис. На
вооружение дальней авиации поступили новые тяжёлые реактивные и турбовинтовые
самолёты. Увеличилось произ-во вертолётов, поступил на вооружение вертолёт
Ми-6 с турбореактивными двигателями. Количеств, и качеств, рост воен.-трансп.
самолётов и вертолётов позволил расширить задачи военно-трансп. авиации,
которая полностью оформилась как род авиации. В связи с поступлением на
вооружение ВВС сверхзвуковых самолётов, вооружённых ракетами "воздух-воздух"
и "воздух-земля", дальняя и фронтовая авиация с 1960 стала превращаться
в сверхзвуковую, ракетоносную авиацию. Это значительно повысило боевые
возможности ВВС по преодолению ПВО противника и более надёжному поражению
возд., наземных и надводных целей. Продолжала меняться тактика дальней
и фронтовой авиации. Самолёты-ракетоносцы получили возможность наносить
удары по целям с дальних дистанций, не заходя в зону действий средств ПВО
объектов противника. Значительно возросли возможности воен.-трансп. авиации.
Она стала способной перебрасывать в глубокий тыл противника соединения
возд.-десантных войск с их штатной боевой техникой и вооружением (танки,
орудия, ракеты, автомашины). Наряду с технич. развитием ВВС совершенствовались
формы и способы их применения. Осн. совр. формами боевых действий ВВС являются
возд. операции и совместные действия с др. видами вооруж. сил, а осн. способами
их боевых действий - массированные удары и действия небольшими группами.
В послевоен. период главнокомандующими
сов. ВВС были: Гл. маршал авиации К. А. Вершинин (март 1946 - окт. 1949
и янв. 1957 - март 1969), Гл. маршал авиации П. ф. Жигарев (окт. 1949 -
янв. 1957), маршал авиации П. С. Кутахов (с марта 1969).
ВВС капиталистич. гос-в (США, Великобритании,
Франции, ФРГ) в послевоен. период также перевооружены реактивной авиац.
техникой, имеют (особенно в США) управляемые и неуправляемые ракетные снаряды
различных классов и назначения. В строительстве ВВС капиталистич. гос-в
особое внимание уделяется развитию тактич. авиации (США, ФРГ, франция),
к-рая рассматривается в качестве осн. средства доставки ядерных боеприпасов
на театр воен. действий и поддержки войск. Для поражения объектов в глубоком
тылу продолжают сохраняться стратегич. бомбардировщики типа В-52 (США),
"Вулкан" и "Виктор" (Великобритания), "Мираж" (Франция).
Лит.: КПСС о Вооруженных Силах Советского
Союза. Сб. документов, 1917-1958, М.. 1958; ЗУ лет Вооруженных Сил СССР
[1918 - 19681, 1968; История Великой Отечественной войны Советского Союза,
1941 - 1945, т. 1 - 6, М., 1963 - 65; Советские Военно-Воздушные Силы в
Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., М., 1968; Военно-воздушные
силы, М., 1959; 3алуцкий Г. В., Выдающиеся русские лётчики. М. Ефимов,
П. Нестеров, Е. Крутень, К. Арцеулов, М., 1953; Л а п ч и и с к и и А.
Н., Красный воздушный флот. 1918 -1928, М., 1928; Симаков Б. Л. и Шипилов
И. Ф., Воздушный флот Страны Советов. Краткий очерк истории авиации нашей
Родины, М., 1958; Военно-воздушные силы в современной войне. (По иностранным
взглядам), М., 1957; Ли Э ш е р, Воздушная мощь, пер. с англ., М., 1958.
См. также лит. при ст. Авиация. К. А. Вершинин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я