ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО

ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО теория
и практика подготовки и ведения вооруж. борьбы на море; составная часть
военного
искусства.



Сов. В.-м. и. включает: стратегич. использование
ВМФ, оперативное искусство ВМФ и тактику ВМФ. Между этими частями В.-м.
и. существуют тесная связь и взаимозависимость. Стратегич. использование
ВМФ - высшая область В.-м. и., к-рая, исходя из задач воен. стратегии,
оказывает решающее влияние на развитие оперативного иск-ва и тактики ВМФ,
ставит им задачи. Оперативное иск-во и тактика обслуживают стратегич. использование
ВМФ, обеспечивая достижение им целей и задач в войне.


Элементы В.-м. и. зародились в древности
с появлением воен.-мор. флотов и совершенствовались в связи с развитием
общества, вооружения, боевой техники и форм вооруж. борьбы. В рабовладельч.
государствах (Др. Греция, Др. Рим и др.) флот состоял из гребных судов
(см. Гребной флот). Воен. стратегия рабовладельч. гос-в отводила
ВМФ вспомогат. роль в войнах и ограничивала его действия прибрежными районами.
Способами достижения победы в бою были таран и абордаж, а осн. тактич.
формой боя - фронтальное столкновение флотов, оканчивавшееся в ходе его
ведения единоборством отд. воен. судов между собой. Первой попыткой обобщения
воен. опыта рабовладельч. Рима явился труд Вегеция (нач. 5 в.) "Краткое
изложение военного дела", в к-ром он наряду с др. вопросами дал описание
осн. известных в то время способов ведения боевых действий на море.


В Европе в эпоху раннего феодализма (до
10 в.) ВМФ и В.-м. и. существенного развития не получили. В период расцвета
феодализма в Европе были достигнуты успехи в кораблестроении. С 10-11 вв.
появляются парусные суда, затем - средства навигации (компас, секстан,
мор. карты), что позволяет совершать длит, плавания в открытом море. В
15-16 вв. происходит переход от гребного флота к парусному, к-рый завершился
к сер. 17 в. С 14 в. парусные корабли оснащаются артиллерией. Стратегия
нарождавшихся в 15-16 вв. колониальных империй (Испания, Португалия, позднее
Англия, Франция, Голландия) повысила роль ВМФ в войнах, изменила характер
его действий и возложила на флот выполнение самостоят, задач по нарушению
коммуникаций противника и обороне своих мор. путей. Однако тактика первых
парусных флотов 15-16 вв. ещё мало отличалась от способов ведения боя гребного
флота.


В 17 в. создаются постоянные ВМФ, к-рые
стали важным воен. средством осуществления внеш. политики гос-ва. Дальнейшее
развитие корабельной артиллерии, использование её в качестве гл. оружия
в мор. сражениях аигло-голл. войн 17 в. внесли коренные изменения в боевой
состав, организац. структуру парусного флота и его тактику; была установлена
классификация кораблей и определены их задачи. Основу ударной мощи флотов
составляли линейные корабли, фрегатам, арт. гребным судам и брандерам
отводилась вспомогат. роль в мор. сражениях и блокадных действиях. Сложилась
боевая организация флота. Корабли стали объединяться в эскадры под единым
командованием флагмана. Ведение боевых действий крупными силами флотов
неоднородного состава повысило требования к управлению эскадрой в мор.
сражении, исход к-рого в значительно большей степени, чем прежде, стал
определяться иск-вом флагмана - командира эскадры. Осн. тактич. формой
ведения мор. боя эскадрами флотов стала линейная тактика, предусматривавшая
маневрирование кораблей в линии баталии (кильватерной колонне). Такая тактика
обеспечивала наиболее эффективное использование артиллерии, установленной
на кораблях вдоль бортов в неск. рядов. Таран стал применяться всё ре/ке.
Абордаж сохранялся на всём протяжении существования парусных флотов. Линейная
тактика господствовала на протяжении 17-18 вв.


Значит, вклад в развитие В.-м. и. 1-й четв.
18 в. внесло рус. В.-м. и., проявившееся в Сев. войне 1700-21 против сильного
мор. противника - Швеции. Вместо проводившихся тогда флотами зап. стран
набегов на побережье, борьбы на коммуникациях и ген. сражения флотов Пётр
I применял более решит, и надёжный метод ведения войны путём занятия воен.-мор.
баз и побережья противника совместными действиями армии и флота. Для его
тактич. иск-ва характерны: организация постоянного взаимодействия флота
и армии, решит, действия флота по уничтожению сил противника с применением
неожиданных для него форм манёвра (охват флангов, прорезание строя, окружение,
абордажидр.). Обобщённый опыт боевых действий флота при Петре I был изложен
в Морском уставе 1720. Возросшая к сер. 18 в. эффективность корабельной
артиллерии (увеличение дальности стрельбы, убойной и разрушит, силы ядра,
меткости огня) вступила в противоречие с тактич. формой её использования
- линейной тактикой. Рус. адмиралы Г. А. Спиридов и ф. ф. Ушаков
впервые
в практике мор. боя отказались от шаблонов линейной тактики и заложили
основы новой формы боевого использования флота - манёвренной тактики. Их
В.-м. и. отличалось высокой активностью, решительностью действий при достижении
поставленных целей, хорошей организацией взаимодействия всех сил и проявилось
в победах рус. флота над турецким в сражениях в Хиосском проливе (1770),
у о. Тендра (1790) и у мыса Калиакрия (1791).


Первые попытки теоретич. обоснования манёвренной
формы ведения мор. боя нашли отражение в труде англичанина Дж. Клерка "Опыт
морской тактики" (ч. 1-4, 1790-97, рус. пер. "Движение флотов", 1803),
в к-ром он на основе анализа причин неудач англ. ВМФ в сражениях сер. 18
в. изложил нек-рые рекомендации по изменению линейной тактики и внедрению
манёвренных принципов ведения мор. боя. Однако в В.-м. и. крупнейших мор.
держав (Великобритания, Франция, Испания, Голландия) линейная тактика продолжала
господствовать до кон. 18 в. Мор. победы англ. адм. Г. Нельсона при
Абукире (1798) и Трафальгаре (1805) и рус. адм. Д. Н. Сенявина в
Афонском сражении (1807), в к-рых были использованы принципы ведения манёвренного
боя, способствовали утверждению в В.-м. и. манёвренной тактики. Такая тактика
предусматривала наряду с манёвром эскадры для более полного использования
артиллерии и нарушения управления силами флота противника большую самостоятельность
в проведении манёвра отд. кораблей. Это внесло новое содержание в тактику
одиночного корабля и предъявило повышенные требования к командиру в иск-ве
управления и использовании оружия корабля в бою.


Дальнейшее развитие капиталистич. произ-ва,
науки, воен. техники позволило улучшить конструкцию воен. кораблей, их
парусное и арт. вооружение. Опыт Крымской войны 1853-56 показал преимущества
паровых кораблей перед парусными при ведении манёвренного мор. боя. Во
2-й пол. 19 в. в Великобритании, США, Франции были созданы паровые корабли
с броневой защитой. Основой ударной мощи флотов стали броненосцы с мощным
арт. вооружением и сильной бронёй. Появились также крейсера, минные
заградители, миноносцы. Изменения в материально-технич. базе флота
потребовали разработки тактики использования броненосных эскадр в мор.
бою. Существ, вклад в этот вопрос внесли рус. учёные. Адм. Г. И. Бутаков
в
труде "Новые основания пароходной тактики" (1863) обобщил опыт боевых действий
паровых кораблей и предложил правила их перестроения в эскадре для ведения
мор. боя. Эти правила получили признание во всех флотах мира. Адм. А. А.
Попов
на опыте Крымской войны первым правильно оценил большое значение броненосного
флота в боевых действиях на море. Адм. С. О. Макаров, исходя из
опыта рус.-тур. войны 1877-78, впервые изложил тактику использования минно-торпедного
оружия. В труде "Рассуждения по вопросам морской тактики" (1897) он первым
подошёл к разработке тактики броненосного флота как науки. В этом и др.
трудах Макаров обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и
минно-торпедных кораблей в морском бою, теоретически обосновал целесообразность
применения кильватерного строя при построении боевых порядков броненосных
эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны.


В 90-х гг. 19 в. один из создателей амер.
империалистич. воен.-мор. стратегии контр-адм. А. Мэхэн и воен.
идеолог англ, буржуазии вице-адм. ф. Коломб пытались обосновать
теорию "господства на море". Они связывали эту "теорию" с установлением
амер. и англ, мирового господства путём создания подавляющего превосходства
воен.-мор. сил в линейных броненосных кораблях и уничтожения враждебных
воен. флотов в одном генеральном сражении. Коломб пропагандировал "вечные
и неизменные" законы ведения мор. войны, механически переносил способы
и формы ведения воен. действий на море парусными флотами на паровой флот,
не учитывал развития новых боевых сил и средств флота. Он противопоставлял
флот армии, недооценивал значения сухопутных войск, не учитывал общего
хода и исхода воен. действий в целом на суше и на море. Эта "теория" была
полностью опровергнута опытом 1-й и 2-й мировых войн. Несмотря на это,
воен. идеологи США и Великобритании после 2-й мировой войны 1939- 1945
вновь обратились к трудам Мэхэна и Коломба для обоснования своих идей о
мировом господстве.


В ходе рус.-япон. войны 1904-05 В.-м. и.
обогатилось опытом ведения боевых действий по обороне воен.-мор. баз (оборона
Порт-Артура) и ведения противоблокадных действий, в к-рых использовались
корабли флота, береговая артиллерия, мины и торпеды. Первые попытки применения
торпед и мин показали, что артиллерия, оставаясь гл. оружием для нанесения
удара, перестала быть единств, средством боевого воздействия на противника.
Выявилась необходимость создания новых классов кораблей (линейных кораблей,
тральщиков и др.) и новых образцов минного и артиллерийского оружия. Зародились
основы тактики ведения крупных морских сражений с участием значит, сил
бронированных кораблей (Цусимское сражение, бой в Жёлтом море, действия
Владивостокского отряда кораблей и др.). Решающей силой в борьбе на море
по опыту рус.-япон. войны во мн. флотах мира были признаны линейные корабли.
Опыт противоминных действий указал на необходимость организации повседневной
боевой деятельности флота в борьбе за обеспечение благоприятного режима
в районе своих баз. Для ведения разведки, борьбы с эскадренными миноносцами
и действий на мор. коммуникациях во флотах мн. стран стали применяться
лёгкие крейсера. Воен. доктрины мор. держав после рус.-япон. войны существенных
изменений не претерпели. По-прежнему считалось, что завоевание господства
на море должно достигаться путём ген. сражения осн. сил флотов.


В ходе 1-й мировой войны 1914-18 кораблями
универсального назначения были признаны эскадренные миноносцы, применялись
лёгкие крейсера и особенно подводные лодки, к-рые превратились в самостоят,
род сил ВМФ и успешно решали не только тактические, но и оперативные задачи.
Это вызвало создание сторожевых кораблей и охотников за подводными лодками.
Появились также и др. новые классы кораблей - авианосцы, торпедные катера,
десантно-высадочные средства. Удельный вес в боевых действиях больших надводных
арт. кораблей понизился. В основном оформился новый род мор. сил - морская
авиация. Достижение стратегич. целей путём проведения одного ген. сражения,
как это предусматривалось англо-амер. доктриной "господства на море", стало
невозможным. В.-м. и. была выдвинута новая форма боевой деятельности флота
- операция, к-рая вызвала необходимость соответств. мер по её обеспечению:
оперативной разведки, маскировки, обороны крупных надводных кораблей при
переходе морем и в бою от подводных лодок, материально-технич. обеспечения
и др. Получила дальнейшее развитие повседневная боевая деятельность флота
для создания благоприятного оперативного режима в районе своих баз, побережья
и в районе боевых действий. Русским В.-м. и. были разработаны способы ведения
мор. боя на заранее подготовленной минно-арт. позиции как вынужденной меры
в борьбе с более сильным противником. Такая позиция была создана в Балт.
м. на линии о. Нарген - п-ов Порккала-Удд с целью не допустить прорыва
герм, флота в вост. часть фин. залива. Она состояла из неск. линий минных
заграждений, выставленных поперёк Фин. залива, и береговых арт. батарей
на флангах позиций. В тылу этой позиции развёртывались и действовали гл.
силы флота. Опыт войны подтвердил эффективность этой формы ведения флотом
боевых действий в прибрежном районе против превосходящих сил противника.


Элементы сов. В.-м. и. зародились в годы
Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20, когда созданный молодой Сов.
республикой Рабоче-Крест. Красный Флот оборонял подступы к Петрограду с
моря, поддерживал на побережье части Красной Армии арт. огнём, обеспечил
подавление белогвардейского мятежа на фортах "Красная Горка" и "Серая Лошадь",
высаживал десанты и вёл борьбу с озёрными и речными силами противника.
Широко развернувшееся благодаря успехам социалистич. индустриализации строительство
ВМФ в годы предвоен. пятилеток шло в направлении создания совр. по тому
времени надводных кораблей, подводных лодок, мор. авиации и береговой артиллерии.


В период между 1-й и 2-й мировыми войнами
сов. В.-м. и. были созданы основы оперативного использования флота в различных
видах боевых действий и в совместных действиях с сухопутными войсками на
приморских направлениях, тактика действий разнородных сил ВМФ, основы взаимодействия
между ними в мор. бою, к-рые нашли отражение в Наставлении по ведению мор.
операций, Боевом уставе ВМС и др. документах, изданных накануне Великой
Отечеств, войны 1941 - 1945.


В.-м. и. в бурж. гос-вах после 1-й мировой
войны характеризовалось наличием различных, нередко противоположных взглядов
на использование ВМС в войне. Подорванное в 1-й мировой войне "всемогущество"
линейного флота привело к тому, что мн. воен. теоретики стали противопоставлять
один род мор. сил другому, пытаясь отыскать такой из них, к-рьш мог бы
обеспечить господство на море, отстаивали принципы ген. сражения, опровергнутые
ходом войны. Вместе с тем развитие существовавших и появление новых сил
и средств борьбы вызывало необходимость пересмотра устаревших взглядов.
Перед началом 2-й мировой войны флоты пополнялись авианосцами, крейсерами,
эскадренными миноносцами, торпедными катерами, морской авиацией. Получили
развитие радиолокация и гидролокация. В воен. доктринах развивающиеся силы
борьбы на море (авиация, подводные лодки и др.) и новые способы боевых
действий первоначально должного отражения не находили.


Во 2-й мировой войне 1939-45 несмотря на
то, что исход её решался на суше, размах вооруж. борьбы на море по сравнению
с предыдущими войнами значительно увеличился.


Осн. содержание воен. действий на Тихом
ок. в 1941-45 составляли десантные и противодесантные операции, удары по
силам флота противника в море, в базах и борьба на коммуникациях. В бассейне
Тихого ок. были высажены десанты на о. Лейте (1944), Маршалловых и Марианских
о-вах (1944), о. Окинава (1945), на Средиземноморском театре воен. действий
- в Алжире и Марокко (1942), на о. Сицилия, в Юж. Италии (1943) и др. Всего
было высажено более 600 крупных десантов, 6 из них - стратегического масштаба.
Наиболее крупной была Нормандская десантная операция 1944. К началу
войны в составе флотов появилась качественно новая сила - авианосцы, в
борьбе на закрытых мор. театрах увеличился удельный вес авиации берегового
базирования. Авианосная авиация выдвинулась в разряд гл. сил флотов. Столкновения
авианосных соединений выросли в крупнейшие мор. сражения 2-й мировой войны,
в ходе к-рых гл. ударной силой и объектам и ударов были авианосцы. Применение
авианосной авиации позволяло вести мор. бои в условиях, когда группировки
кораблей воюющих сторон находились в сотнях миль друг от друга. Группировки
надводных сил, прикрываемые истребителями авианосной авиации, получили
возможность действовать у побережья противника. Особенности воен.-геогр.
условий Тихоокеанского театра воен. действий (наличие больших островных
архипелагов) выявили необходимость длит, ведения боевых действий в островных
районах, где нарушением коммуникаций противника, подавлением авиации на
аэродромах и в воздухе одна из сторон могла добиваться полного истощения
островных гарнизонов и последующей высадки десанта при слабом противодействии
противника.


Своеобразие обстановки, сложившейся в ходе
Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 на сов.-герм, фронте, потребовало использования
флота прежде всего для совместных действий с сухопутными войсками, флот
проводил также самостоят, операции и вёл боевые действия на мор. коммуникациях
противника и по защите своих коммуникаций. Боевые действия флота характеризовались
широким использованием разнородных сил и особенно авиации флота, к-рая
в ходе войны получила большое развитие. В.-м. и. обогатилось опытом проведения
десантных операций (Новороссийская и Керченско-Эльтигенская операции 1943,
Моонзундская операция 1944, Курильская десантная операция 1945 и др.),
использования подводных лодок и ведения борьбы с подводными лодками противника.


В ходе 2-й мировой войны мор. операция
утвердилась как осн. форма применения разнородных сил флота в вооруж. борьбе
на море. Проведение операций на огромных площадях морей и океанов по единому
замыслу и под единым командованием повысило требования к организации взаимодействия
между группировками сил (оперативное взаимодействие), между силами в мор.
боях (тактич. взаимодействие) и к управлению силами в операциях и боях.
Особое значение приобрели скрытность подготовки операции, тщательная разведка,
стремительность манёвра, завоевание господства в воздухе в районе проведения
операции, а также организация боевого, спец. и тылового обеспечения. Гл.
ударной силой флота были признаны подводные лодки и мор. авиация. В.-м.
и. были разработаны новые тактич. приёмы использования подводных лодок
(групповые действия) и авиации (массированный налёт с неск. направлений).
С оснащением флотов средствами радиолокационного наблюдения и более совершенными
средствами гидроакустики улучшились способы стрельбы и тактика арт. боя
надводных кораблей, получили развитие тактич. приёмы подводных лодок по
поиску и атаке целей в море и уклонению от авиации и противолодочных кораблей.
Крупные арт. корабли (линейные корабли, крейсера) в силу большой уязвимости
от подводных лодок и особенно авиации потеряли роль гл. ударной силы в
воен. действиях на море. Их действия сводились гл. обр. к содействию сухопутным
войскам (огневая поддержка десанта, арт. обстрел побережья и др.). В десантных
действиях совершенствовались формы взаимодействия сил флота с сухопутными
войсками, вырабатывались новые способы десантирования, формы и способы
ведения боя за высадку. Итоги войны позволили В.-м. и. сделать вывод о
том, что на определ. мор. и океанских театрах воен. действий воен.-мор.
флоты могут оказывать значит, влияние на ход войны.


Послевоен. развитие ВМФ наиболее развитых
в экономич. и воен.-технич. отношении гос-в привело к появлению качественно
новых океанских флотов, оснащенных ракетно-ядерным оружием (см. Военно-морской
флот).



Ударную мощь Сов. ВМФ стали составлять
атомные подводные лодки и авиация ВМФ, оснащённые ракетным и торпедным
оружием. Развитие совр. средств борьбы и особенно ракетно-ядерного оружия
внесло коренные изменения в В.-м. и. и затронуло все его области, флот
получил возможность наносить ракетноядерные удары по территории противника,
ВМС и их базам с огромных расстояний, достигающих неск. тысяч км, и
оказывать решающее влияние на достижение стратегич. целей в вооруж. борьбе
на море. В.-м. и. обогатилось новой составной частью - стратегич. использованием
флота в совр. войне. Разработаны: новые формы и способы стратегич. использования
сил ВМФ, а также оперативного и боевого использования флота; тактич. способы
и приёмы использования подводных лодок с ракетным и торпедным вооружением,
авиации ВМФ, надводных кораблей различных классов, частей мор. пехоты и
др. сил в боевых действиях; мероприятия по поддержанию сил флота в высокой
боевой готовности для отражения внезапного нападения противника и решения
поставленных задач. Опыт сов. В.-м. и. изучается флотами социалистич. стран,
вносящими свой ценный вклад в его дальнейшее развитие.


В.-м. и. флотов США, Великобритании, Франции
и др. капиталистич. стран гл. внимание уделяет разработке способов ведения
боевых действий подводными лодками и авианосными ударными силами флотов
во всеобщей ядерной войне; одновременно разрабатываются способы использования
ВМС в локальных войнах. Считается, что успех решения осн. задач ВМС будет
в значит, мере зависеть от эффективности борьбы с подводными лодками противника.
В связи с этим в ВМС США, Великобритании и др. стран НАТО ведётся интенсивная
н.-и. работа, направленная на изыскание способов борьбы с подводными лодками,
особенно вооружёнными баллистич. ракетами, формой такой борьбы считается
проведение крупных операций разнородных сил на противолодочных рубежах
и в зонах, оборудованных на путях развёртывания подводных лодок, а также
и непосредственно в районах их боевых действий. Особое значение придаётся
ракетно-ядерным ударам по базам подводных лодок непосредственно в начале
войны. Разрабатываются способы противолодочной обороны авианосных ударных
сил на переходе морем и в районах использования ими авиации. Для борьбы
с подводными лодками в ВМС США созданы специальные крупные оперативные
объединения противолодочных сил.


В.-м. и. флотов империалистич. гос-в использует
в своей практике, как показала агрессивная война США против вьетнамского
народа, начавшаяся в 1964, разрушит, средства, игнорируя общепринятые междунар.
нормы и законы ведения войны.


Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Энгельс Ф., Избр. военные произведения,
М., 1957; К л а д о Н. Л., Введение в курс истории военно-морского искусства,
СПБ, 1910; Мэхэн А. Т., Влияние морской силы на историю 1660-1783, пер.
с англ., СПБ, 1895; К о л о м б Ф. Г., Морская война, ее основные принципы
и опыт, [пер. с англ.], СПБ, 1894; Военная стратегия, 2 изд., М., 1963,
гл. 1 - 3; История военно-морского искусства, т. 1 - 3, М., 1963; Горшков
С. Г., Развитие советского военно-морского искусства, "Морской сборник",
1967, № 2; е г о же, На страже завоеваний Великого Октября, там же, 1967,
т. 10; Флот в первой мировой войне, т. 2, М., 1964; Кампании войны на Тихом
океане, [пер. с англ.], М., 1956; Белли В. А., П е н з и н К. В., Боевые
действия в Атлантике и на Средиземном море, 1939 - 1945 гг., М., 1967.
См. также лит. при статьях Военное искусство и Военно-морской
флот. Н.И. Смирнов, В.П. Капцев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я