ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ I860-70-х гг.
в
России, составная часть бурж. реформ 60-70-х гг.; были вызваны отменой
крепостного права, ростом капиталистич. отношений, развитием воен. техники,
несостоятельностью крепостнич. организации рус. армии, выявившейся в Крымской
войне 1853-56, и стремлением правительства укрепить армию в условиях роста
вооружений европ. стран. В. р. проводились под руководством воен. министра
Д. А. Милютина. Они встречали противодействие реакц. воен. кругов
во главе с кн. А. И. Барятинским и Р. А. Фадеевым. Одну из осн.
задач В. р. Милютин видел в сокращении армии в мирное время при значит,
увеличении её в военное за счёт создания обученного запаса. Сокращение
состава армии с 1132 тыс. чел. (1864) до 742 тыс. (1867) позволило увеличить
обученный запас к 1870 до 553 тыс. чел. В 1862-64 была проведена реформа
местного воен. управления: создано 15 воен. округов во главе с командующими
войсками округа. В 1868 было реорганизовано Воен. мин-во, в результате
чего все отрасли воен. управления и войска были подчинены воен. министру.
В 1868 утверждено новое положение о полевом управлении армии в воен. время.
Для подготовки офицерских кадров вместо кадетских корпусов создавались
воен. гимназии и воен. уч-ща (1863-64), а также юнкерские уч-ща (с 1864)
для лиц, не имевших ср. образования. Улучшилось высшее воен. образование
в академиях (Николаевской Генштаба, Артиллерийской и Инженерной); создана
Воен.-юрндич. академия (1867).
Быстрая мобилизация прусской армии и её
победа во франко-прусской войне 1870-71 ускорили введение всесословной
воинской повинности (1874) в России. По закону 1 янв. 1874 призыву на воен.
службу подлежали лица всех классов и сословий с 21 года; общий срок службы
устанавливался в 15 лет, из них 6- действительной и 9- в запасе. Для лиц,
получивших среднее и высшее образование, срок действит. службы сокращался
(от 4 лет до 6 мес.). Существовали значит, льготы по семейному положению
(не призывались единств, сыновья и единств, кормильцы семьи и др.). По
льготам освобождалось св. 50% призывников. Освобождённые от призыва зачислялись
в ополчение, призываемое лишь во время войны. Казаки отбывали воен. службу
на особых основаниях (см. Казачество). Не подлежали призыву народы
Севера, Ср. Азии, нек-рые народы Кавказа и Сибири.
В 60-х гг. производилось перевооружение
армии: продолжался начавшийся в 1-й пол. 19 в. переход от гладкоствольного
к нарезному стрелк. оружию, заряжавшемуся с дула. В 1867-69 начался переход
к казнозарядному оружию. В 1868 была принята на вооружение амер. винтовка
системы Бердана, а в 1870 - т. н. Бердан № 2 (фактически новая система,
разработанная рус. инженерами). К кон. 60-х гг. было закончено перевооружение
полевой артиллерии бронзовыми орудиями, заряжавшимися с казённой части.
Изменения в воен. технике потребовали серьёзных перемен в боевой подготовке
войск. Был издан ряд новых уставов, наставлений, уч. пособий, где, хотя
и не всегда последовательно, проводились новые тактич. принципы. Реформы
в обучении войск ставили задачей учить солдат лишь тому, что необходимо
на войне. Однако значит, влияние в армии реакц. элементов и недостаток
финанс. средств тормозили последовательную перестройку системы боевой подготовки.
В результате В. р. русская армия превратилась
в массовую армию бурж. типа, что в значит, мере усилило её боеспособность
и положительно сказалось уже в рус.-тур. войне 1877-78. Однако существование
самодержавного строя' обусловило непоследовательность реформ. В армии сохранялись
феод.-крепостнич. пережитки (плац-парадные традиции, муштра, кастовость
офицерского корпуса, отсталая тактика и др.). В условиях возросшей реакции
при Александре III эти отрицат. элементы усилились.
Лит.: Ленин В. И., Отдача в солдаты
183-х студентов, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 4; е г о же, Падение Порт-Артура,
там же, т. 9; М и л ю т и н Д. А., Дневник, т. 1 - 4, М., 1947 - 50; Столетие
военного министерства, т. 1, СПБ, 1902; Зайончковский П. А., Военные реформы
1860 - 1870 гг. в России, М., 1952.
П. А. Зайончковский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я