ВОЗВЫШЕННОЕ
эстетич. категория,
характеризующая внутр. значительность предметов и явлений, несоизмеримых
по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения.
Понятие о В. возникло на закате античности.
В. характеризовало особый стиль ораторской речи (трактат Псевдо-Лонгина
"О
высоком", 1 в. н. э., рус. пер., 1826). Это значение термина сохранилось
вплоть до эпохи Возрождения. В классицизме было развито учение о "высоком"
и "низком" стилях лит-ры (Н. Буало, Ш. Баттё и др.). Как самостоят, эстетич.
понятие В. было впервые разработано в трактате Э. Бёрка "Философское
исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном"
(1757). Бёрк связывает В. с присущим человеку чувством самосохранения и
видит источник В. во всём том, что "...так или иначе способно вызывать
представление о страдании или опасности, т. е. все, что так или иначе ужасно..."
(цит. по кн.: История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 103).
И. Кант в "Критике способности суждения"
(1790) дал систематич. анализ противоположности между прекрасным и В. (см.
Соч., т. 5, М., 1966, с. 249-88). Если прекрасное характеризуется определённой
формой, ограничением, то сущность В. заключается в его безграничности,
бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания
и воображения. В. обнаруживает двойств, природу человека: оно подавляет
его как физич. существо, заставляет его осознать свою конечность и ограниченность,
но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нём идеи
разума, сознание нравств. превосходства даже над физически несоизмеримой
и подавляющей его природой. Вследствие этого нравств. характера В., связи
его с идеей свободы Кант ставит В. выше прекрасного. И. Ф. Шиллер, развивая
эти идеи Канта ("О возвышенном", 1792), говорит уже о В. не только в природе,
но и в истории. В дальнейшем Шиллер преодолевает кантовское противопоставление
прекрасного и В., вводя объединяющее их понятие идеально прекрасного.
В последующем развитии нем. эстетики центр
тяжести в понимании В. был перенесён с восприятия его на соотношение между
идеей и формой, выражаемым и выражением. Ж. П. Рихтер определял В. как
бесконечность, взятую применительно к чувств, предмету ("Vorschule der
Asthetik", Hamb., 1804), Ф. В. Шеллинг - как воплощение бесконечного в
конечном. В. для К. Золъгера есть идея, к-рая не выявилась полностью
и только ещё "должна раскрыться" (см. "Vorlesungen tiber Aesthetik", Lpz.,
1829, S. 242-43), для Гегеля - несоразмерность между единичным явлением
и выражаемой им бесконечной идеей.
Марксистская эстетика не противопоставляет
В. прекрасному и рассматривает В. в тесной связи с героизмом, с
пафосом борьбы и творч. деятельности масс. В. неотделимо от идеи величия
и достоинства человека, и в этом ему родственно трагическое, к-рое
представляет собой своеобразную форму возвышенно-патетического.
Лит.: Чернышевский Н. Г., Возвышенное
и комическое, в кн.: Избр. философские сочинения, т. 1, М., 1950, с. 252
- 299; Б ор е в Ю. Б., Категории эстетики, М., 1959, гл. 2; Каган М.С.,
Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1, Л., 1963, с. 69-88; Seidl
A., Zur Geschichte des Erhabenheitsbegriffes seit Kant, Lpz., 1889; Hippie
W. J., The beautiful, the sublime, the picturesque in eighteenth century
British aesthetic theory, Carbondale (111.), 1957; Monk S. H., The sublime...,
[2 ed.], Ann Arbor, 1960. В. В. Зубов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я