ВОЗДУШНАЯ ПОДУШКА
область повышенного
давления воздуха между основанием машины и опорной поверхностью, между
подвижными и неподвижными элементами механизмов в приборах, машинах-орудиях.
Применяется в транспортных устройствах (судно на воздушной подушке,
экраноплан и т. п. летат. аппараты), в различных приборах (гироскопах)
и
механизмах в роли "воздушного подшипника" Для уменьшения трения между взаимно
соприкасающимися поверхностями. Различают статический и динамический способы
образования В. п. В статич. способе давление в В. п. создаётся вентилятором
или компрессором, в динамическом-относит, скоростью воздушного потока.
Из многих известных схем (способов) образования В. п. основные: камерная,
сопловая, щелевая и крыльевая.
По камерной схеме (рис., а) подъёмная сила
возникает вследствие статич. давления воздуха, нагнетаемого вентилятором
под основание камеры. От действия подъёмной силы камера поднимается и через
образовавшийся между кромками камеры и опорной поверхностью зазор происходит
истечение воздуха. Т. к. площадь истечения достаточно велика, то даже при
сравнительно малых зазорах требуется значит, расход воздуха. По сопловой
схеме (рис., б) В. п. образуется за счёт истечения воздуха из сопла,
расположенного по периметру соплового устройства. Подъёмная сила складывается
из силы статич. давления на основание соплового устройства и реактивных
сил истечения воздуха через сопло. Эта схема позволяет получать
большие зазоры между основанием соплового устройства и опорной поверхностью
при меньших расходах воздуха. По щелевой схеме (рис., в) В. п. образуется
в тонкой щелевой полости, из к-рой воздух вытекает во все стороны. Эта
полость располагается между спец. профилированной несущей и опорной поверхностями
транспортного устройства, подвижными и неподвижными элементами механизмов
в машине-орудии. Повышенное давление в В. п. поддерживается в результате
относит, движения поверхностей и вязкости проходящего через щель воздуха.
По крыльевой схеме (рис., г) В. п. образуется вследствие повышенного
давления воздуха под крылом летательного аппарата (напр., экраноплана)
при его движении с нек-рым углом атаки вблизи опорной поверхности.
Основные схемы образования воздушной
подушки: а - камерная; б - сопловая; в - щелевая; г - крыльевая.
Лит.: Степанов Г. Ю., Гидродинамическая
теория аппаратов на воздушной подушке, М., 1963. К. П. Вашкевич.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я