ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ УКАЗАТЕЛЬ
авиационный
прибор для измерения скорости полёта летат. аппарата (самолёта, вертолёта)
относительно возд. среды. Определение возд. скорости V необходимо для пилотирования
самолёта, т. к. подъёмная сила крыла пропорциональна квадрату возд. скорости,
а также для навигац. целей, напр, для вычисления пройденного самолётом
пути и др.
В. с. у. состоит из 3 осн. частей: приёмника
Показания прибора прямо пропорциональны
возд. давления, трубопровода и стрелочного указателя. Приёмник воспринимает
статич. давление р
- плотность воздуха. Т. к. деформация чувствительного элемента - манометрической
(анероидной) коробки - В. с. у. происходит под действием разности давлений,
то в соответствии с данной зависимостью шкалу градуируют в единицах воздушной
скорости. При измерении скоростей полёта свыше 800 км/ч вносится
поправка, учитывающая сжимаемость воздуха.
значению р, зависящему от давления р и темп-ры Т окружающего
воздуха. Если их полагать неизменными (р = 101 325 н/м2
= 760 мм рт. ст. и Т = 288 К), то прибор будет указателем
индикаторной (приборной) возд. скорости. Если же в показания прибора вводить
коррекцию на их изменение с высотой полёта (это реализуется автоматически
нек-рым усложнением кинематич. схемы механич. передачи от чувствит. элемента
к стрелке указателя), то прибор будет указателем истинной возд. скорости.
Практически применяют двухстрелочный (комбинированный) В. с. у., на к-ром
одна стрелка даёт показания приборной, а другая - истинной возд. скорости.
А.
Л. Горелик.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я