ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ отрасль психологии,
изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных
ступенях. В качестве особой отрасли психологнч. науки В. п. начала складываться
с сер. 20 в., включив в себя детскую психологию, психологию индивидуального
развития взрослого человека и геронтопсихологию. Однако первые исследования
в области В. п. начались ещё в кон. 19 в., когда под влиянием эволюц. теории
Ч. Дарвина стала утверждаться детская психология. На базе развития геронтопсихологии
и гериатрии сложилась психофизиология старения и старости. Необходимость
решения практич. вопросов вбучения взрослых и исследование теоретич. проблем
развития психики привели к спец. изучению фаз психологич. эволюции взрослого
человека.


Осн. методами получения знаний о возрастных
особенностях психики человека является метод "поперечных" срезов и метод
т. н. "продольного" изучения. Первый из них состоит в изучении больших
групп лиц разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологич.
особенностях каждого возраста. Второй метод заключается в длительном (годы
и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные
изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психич.
развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную
задачу, т. к. "психич. возраст" не есть простая функция количества прожитых
лет.


Лит.: Выготский Л. С., Развитие
высших психических функций, М., 1960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития
психики, [2 изд.], М., 1965; Александрова М. Д., Очерки психофизиологии
старения, Л., 1965; Флейвелл Д ж., Генетическая психология Жана Пиаже,
пер. е англ., М., 1967; Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А.,
Индивидуальное развитие человека и константность восприятия, М., 1968;
Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968;
В i г г е n J. Е., The psychology of ageing, Englewood Cliffs (N. Y.),
1964; Bromley D. В., The psychology of human ageing, L., 1966.
Л. А. Ветер.


ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, раздел физиологии
человека и животных, изучающий закономерности становления и развития физиол.
функций организма на протяжении онтогенеза - от оплодотворения яйцеклетки
до конца жизни. В. ф. устанавливает особенности функционирования организма,
его систем, органов и тканей на разных возрастных этапах. Жизненный цикл
всех животных и человека складывается из определённых стадий или периодов.
Так, развитие млекопитающих животных проходит след, периоды: внутриутробный
(включающий фазы эмбрионального и плацентарного развития), новорождённости,
молочный, полового созревания, зрелости и старения.


Для человека предложена (Москва, 1967)
следующая возрастная периодизация: 1. Новорождённый (от 1 до 10 суток).
2. Грудной возраст (от 10 суток до 1 года). 3. Детство: а) раннее (1-3
года), б) первое (4-7 лет), в) вторее (8- 12 лет мальчики, 8-11 лет девочки).
4. Подростковый возраст (13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки). 5.
Юношеский
возраст (17-21 год юноши, 16- 20 лет девушки). 6. Зрелый возраст: 1-й период
(22-35 лет мужчины, 21- 35 лет женщины); 2-й период (36-60 лет мужчины,
36-55 лет женщины). 7. Пожилой возраст (61-74 года мужчины, 56-74 года
женщины). 8. Старческий возраст (75-90 лет). 9. Долгожители (90 лет и выше).


На важность изучения физиол. процессов
в онтогенетич. плане указал И. М. Сеченов (1878). Первые данные
об особенностях функционирования нервной системы на ранних этапах онтогенеза
были получены в лабораториях И. Р. Тарханова (1879) и В. М. Бехтерева
(1886).
Исследования по В. ф. проводились и в др. странах. Нем. физиолог В. Прейер
(1885) изучал кровообращение, дыхание и др. функции развивающихся млекопитающих,
птиц, амфибий; чеш. биолог Э. Бабак изучал онтогенез амфибий (1909). Выходом
книги Н. П. Гундобина "Особенности детского возраста" (1906) было положено
начало систематич. изучению морфологии и физиологии развивающегося организма
человека. Работы по В. ф. получили большой размах со 2-й четв. 20 в., гл.
обр. в СССР. Выявлены структурные и функциональные особенности возрастного
развития отд. органов и их систем: высшей нервной деятельности (Л. А. Орбели,
Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, А. А. Волохов, Н. И. Касаткин,
М. М. Кольцова, А. Н. Кабанов), коры головного мозга, подкорковых образований
и их взаимоотношений (П. К. Анохин, И. А. Аршавский, Э. Ш. Айрапетянц,
А. А. Маркосян, А. А. Волохов и др.), опорно-двигат. аппарата (В. Г. Штефко,
В. С. Фарфель, Л. К. Семёнова), сердечно-сосудистой системы и дыхания (Ф.
И. Валькер, В. И. Пузик, Н. В. Лауэр, И. А. Аршавский, В. В. Фролькис),
системы крови (А. Ф. Тур, А. А. Маркосян). Успешно разрабатываются проблемы
возрастной нейрофизиологии и эндокринологии, возрастных изменений обмена
веществ и энергии, клеточных и субклеточных процессов, а также акцелерации
-
ускорения развития организма человека.


Сформировались концепции онтогенеза и старения:
А. А. Богомольца - о роли физиол. системы соединит, ткани; А. В.
Нагорного - о значении интенсивности самообновления белка (затухающая кривая);
П. К. Анохина - о системогенезе, т. е. созревании в онтогенезе определённых
функцион. систем, обеспечивающих ту или иную приспособит, реакцию; И. А.
Аршавского - о значении для развития организма двигательной активности
(энергетич. правило скелетных мышц); А. А. Маркосяна - о надёжности биол.
системы, обеспечивающей развитие и существование организма при меняющихся
условиях среды.


В исследованиях по В. ф. пользуются методами,
применяемыми в физиологии, а также сравнит, методом, т. е. сопоставлением
функционирования тех или иных систем в разных возрастах, в т. ч. пожилом
и старческом. В. ф. тесно связана со смежными науками - морфологией, биохимией,
биофизикой, антропологией. Она - научная и теоретич. основа таких отраслей
медицины, как педиатрия, гигиена детей и подростков, геронтология, гериатрия,
а также педагогики, психологии, физич. воспитания и др. Поэтому В. ф. активно
развивается в системе учреждений, связанных с охраной здоровья детей, к-рые
организуются в СССР начиная с 1918, и в системе физиол. ин-тов и лабораторий
АН СССР, АПН СССР, АМН СССР и др. С 1970 курс В. ф. введён как обязательный
предмет на всех факультетах педагогических ин-тов. В координации исследований
по В. ф. большую роль играют конференции по возрастной морфологии, физиологии
и биохимии, созываемые Ин-том возрастной физиологии АПН СССР. 9-я конференция
(Москва, апр. 1969) объединила работу 247 науч. и уч. учреждений Сов. Союза.


Лит.: Касаткин Н. И., Ранние условные
рефлексы в онтогенезе человека, М., 1948; Красногорский Н. И., Труды по
изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954;
Пархон К. И., Возрастная биология, Бухарест, 1959; П е и п е р А., Особенности
деятельности мозга ребенка, пер. с нем., Л., 1962; Нагорный А. В.,Буланкин
И. Н., Никитин В. Н., Проблема старения и долголетия, М., 1963; Очерки
по физиологии плода и новорожденного, под ред. В. И. Бодяжиной, М., 1966;
Аршавский И. А., Очерки по возрастной физиологии, М., 1967; Кольцова М.
М., Обобщение как функция мозга, Л., 1967; Чеботарев Д. Ф., Фролькис В.
В., Сердечно-сосудистая система при старении, Л., 1967; Волохов А. А.,Очерки
по физиологии нервной системы в раннем онтогенезе, Л., 1968; Онтогенез
системы свертывания крови, под ред. А. А. Маркосяна, Л., 1968; Фарбер Д.
А., Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе, М., 1969; Основы
морфологии и физиологии организма детей и подростков, под ред. А. А. Маркосяна,
М., 1969. А. А. Маркосян.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я